Развитие духовной музыки
Петровское время стало временем значительных перемен в русской музыке. Их суть состояла в том, что на смену унисонному пению, наиболее ярко представленного в знаменном распеве, пришло партесное, то есть музыка на несколько голосов – партий. Партесное пение, чьей родиной были Германия и Италия, было завезено в Россию из Польши через Малороссию и Белоруссию. «Крюковую» нотацию, которая не фиксировала высоту и длительность тона, заменила заимствованная пятилинейная нотация. Новый музыкальный стиль утверждался трудно. Старообрядцы видели в партесном пении отход от «ангелоподобного» пения, уклонение в «латинство».
Развитие русского музыкального искусства было связано с Н.П. Дилецким, приехавшим после учебы в Вильно в Москву. Он издал первый учебник музыки «Грамматику мусикийскую».
Созданная музыка В. Титова, Н. Дилецкого, Н. Калашникова поражает полифоническим звучанием, «борением» восьми, двенадцати, двадцати четырех и даже сорока восьми голосов, характерной для барокко эмоциональной напряженностью, контрастностью и праздничностью.
Светская музыка при императорском дворе
Постепенно зарождается интерес к светской музыке, хоровому пению. В 1711 г. был издан указ об образовании оркестров в каждой воинской части. Получает широкое распространение исполнение кантов – вид многоголосных песен торжественного характера в честь военных побед России.
Канты – вид многоголосных песен торжественного характера в честь военных побед России.
Придворные празднества и развлечения отражали вкусы и нравы, свойственные царствующим особам и при всем их светском характере, порой, облекались в архаичные формы. Примером тому являлась знаменитая шутовская свадьба в Ледяном доме конца правления Анны Иоанновны.
Между тем эта же императрица не отказывала себе в удовольствии послушать русское хоровое пение или итальянскую музыку. Именно при ней начался новый этап в развитии музыкальной культуры России. Музыка перестала иметь исключительно прикладное значение и зазвучала в театральной и концертной форме. В это время в придворном театре регулярно ставились итальянские оперы, а с основанной в Петербурге в 1737 г. французским балетмейстером Ж.-Б. Ланде государственной балетной школы, по мнению специалистов, началась история русского балета.
Особенный интерес возник к народным песням. Появились их первые нотные сборники. Народные мотивы звучали в операх, инструментальных произведениях, вокальной лирике.
Выдающиеся русские композиторы XVIII века
Скрипач, дирижёр и композитор Михаил Матвеевич Соколовский – автор музыки первой русской комедийно-бытовой оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват» (поставлена в 1779 году). В основу оперы положена пьеса драматурга А.О. Аблесимова, к которой Соколовский подобрал и обработал народные песни. «Мельник...» пользовался огромной популярностью и в течение долгого времени не сходил со сцены.
Композитор, скрипач, дирижёр Василий Алексеевич Пашкевич прославился своими комическими операми, написанными на либретто разных литераторов, в том числе Я.Б. Княжнина.
Талантливый композитор Евстигней Ипатович Фомин служил концертмейстером в Петербургской театральной дирекции. Наиболее известными его произведениями являются опера «Ямщики на подставе», в которой представлено народное пение, и мелодрама «Орфей».
Выдающимся виртуозом-исполнителем и композитором был один из основоположников русской скрипичной школы Иван Евстафьевич Хандошкин, происходивший из крепостных крестьян. Он автор многочисленных произведений для скрипки, в том числе вариаций на русские народные песни.
Самым знаменитым русским композитором $XVIII$ века, бесспорно, является Дмитрий Степанович Бортнянский. Почти тридцать лет он возглавлял Придворную певческую капеллу. Талант композитора раскрылся в различных музыкальных жанрах. Ему принадлежат оперы, сонаты, романсы, песни, марши. Но прежде всего Бортнянский известен как выдающийся мастер духовной музыки. Путь от певчего до управляющего Придворной певческой капеллой прошел Д.С. Бортнянский, получивший музыкальное образование в Италии. Им было написано около 200 музыкальных произведений (оперы, кантаты, оратории, духовная музыка).
Происходило активное взаимодействие с театром. Музыку к операм писали русские композиторы Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, М.М. Соколовский, о которых говорилось выше. Успеху оперы способствовали увлекательный сюжет, доступность музыкально-драматической формы, близость к русскому фольклору, разговорной речи.