Общие тенденции в развитии архитектуры
В области градостроительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов «петровского барокко» (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий.
Плотное время $XVIII$ в. вместило в себя несколько стадий развития русской архитектуры.
Самый конец XVII – первые десятилетия XVIII вв. – период непосредственного поворота от строительной традиции Московской Руси к европейским архитектурным формам. Для полного разворота огромной страны этих десятилетий, конечно, было недостаточно. Но изменились сами государственные приоритеты в строительной деятельности. Появились и закрепились новые типы построек.
Середина века (30-50-е гг.) – время укоренения европеизированных форм в русском архитектурном ландшафте. География их расширяется, а сами формы адаптируются к русским условиям. Как результат, в последней трети века русская архитектура достигает определенного стилевого единства с европейским зодчеством.
Время Екатерины II становится периодом русского классицизма.
Градостроительство времен Петра I
Каменное зодчество стало приобретать в России внушительные масштабы только в последней трети XVII века, когда постройки из кирпича и камня стали исчисляться многими сотнями и даже тысячами. Но этот рост был по-прежнему преимущественно связан с церковно-монастырской архитектурой. Положение в корне меняется с началом петровских реформ. Разворачивается дворцовое, гражданское и промышленное строительство. Власть как может стимулирует каменное строительство.
Характерен, например, указ от 1701 г., предписывавший строить на «погорелых местах» в Москве только каменные здания. В 1704 г. это требование распространилось на все новое строительство в центре первопрестольной (Кремль и Китай– город). А чтобы облегчить его исполнение, в 1705 г. каменное строительство запрещается во всех остальных районах столицы. Казалось, Петр стремился в кратчайшие сроки создать европейский (хотя бы по своему строительному материалу) столичный центр. Но и в таком усеченном виде указ не мог быть полностью реализован. Не хватило ни средств, ни нужного числа квалифицированных специалистов. Ведь речь шла о многих десятках, а в скорой перспективе и о сотнях построек.
Строительство Петербурга являет нам редчайший слушай масштабною архитектурною творчества, начавшего работу практически с пустого пространства. Эта была работа с «листа» – творческий эксперимент, связанный с поиском наиболее точных вариантов, с находками и ошибками. Не случайно участвовать в такой творческой работе согласились многие известные европейские профессионалы (назовем имена Д. Третин Ж.Б. Леблона, Г. Маттарнови).
Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В городе возводится несколько триумфальных арок в честь победы русского оружия, в Кремле – здание Арсенала, на Красной плошали строится главная Аптека, Монетный двор и комедийная хоромина. Интенсивная работа ведется в Лефортовой (Немецкой) слободе, где возводится несколько дворцов и регулярные военные поселения для гвардейских петровских полков:
- Преображенского,
- Семеновского,
- Лефортова.
Не прекращается строительство и в следующие десятилетия. Перепланировка города, выпрямление н расширение улиц, замена устаревших и ветхих зданий новыми ведется непрерывно. Сумма этих по отдельности незаметных изменений городской среды, постепенно аккумулируясь, не могла со временем не дать своего результата. Уже к середине 60-х гг. в центре города имелось более 700 каменных домов, основная масса которых концентрировалась в купеческом.
Не изменило своего эволюционного характера архитектурное развитие Москвы и в последней трети века, притом, что активность строительных начинаний возросла.
Стили барокко и классицизма в России
Петербург, символ «новой эпохи», начавший было хиреть после переезда в Москву двора Петра II, вновь наполнился жизнью, вернув себе статус столицы со вступлением на престол Анны Иоанновны. При ней получили дальнейшее развитие основные принципы регулярного градостроения петровского времени. Благодаря проекту архитектора П.М. Еропкина, сделавшего центром Адмиралтейскую сторону, Петербург получил ныне существующую композицию площадей, улиц, кварталов и проездов. Тогда же были достроены Петропавловский собор, ставший усыпальницей российских императоров, здания Двенадцати коллегий и Кунсткамеры.
В 40–50-х годах $XVIII$ в. наиболее распространенным архитектурным стилем стало барокко. Он вполне соответствовал стремлению двора елизаветинского времени к роскоши и пышности (в переводе с итальянского «барокко» означает «вычурный»).
Монументальные барочные постройки отличаются блеском и великолепием. Для них характерна изогнутость линий фасада, обилие колонн, декоративных лепных украшений, скульптур. Ярким представителем этого стиля был итальянец по происхождению Ф.Б. Растрелли (1700–1771). В Санкт-Петербурге им была выстроена резиденция русских государей – Зимний дворец (1754–1762), Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе, большой дворец Петергофа. В Москве в стиле барокко построена колокольня Новодевичьего монастыря и Красные ворота (архитектор Д.В. Ухтомский).
На смену барокко с его торжественностью, нарядностью и пышным декором во второй половине столетия пришел классицизм, который отличался строгостью линий, обращением к античным образцам (портики, колоннады, ротонды). Для градостроительства характерна была ансамблевая застройка, возведение зданий государственного и общественного назначения. Меняется планировка губернских городов; там появляются площади, прямые улицы, здания присутственных мест, торговые ряды.
Выдающиеся архитекторы России
Сын дьячка В.И. Баженов (1737–1799) учился в Академии художеств, затем продолжал образование в Западной Европе, был избран академиком Флорентийской и Болонской академий.
В Москве свои лучшие градостроительные идеи он воплотил в постройке дома Пашкова, в Петербурге – в проекте Михайловского замка. Крупные замыслы Баженова остались не реализованными. Строительство Кремлевского дворца после закладки фундамента было приостановлено. Подмосковная императорская усадьба в Царицыно, построенная в псевдоготическом стиле, не понравилась Екатерине II, осталась не завершенной.
Учеником Баженова был М.Ф. Казаков (1738–1812), постройки которого создали облик Москвы 80–90-х годов. Им были построены здания Сената в Кремле, Московского университета на Моховой, Благородного собрания, Голицынской больницы, Петровского дворца, а также дом Демидовых, церковь митрополита Филиппа и др. Казакова отличало умение рационально разместить здания: главный корпус располагался в глубине обширного двора, на улицу выходили арки ворот, флигеля, ажурные ограды.
И.Е. Старов работал в основном в Петербурге, он построил Троицкий собор Александро-Невской лавры, усадебные ансамбли в окрестностях столицы. Лучшее его творение – Таврический дворец, возведенный для Г.А. Потемкина в честь побед России над Турцией.
Большой вклад в развитие архитектуры классицизма внесли иностранные архитекторы, работавшие в России:
- француз Ж.Б. Баллен-Деламот (здание Академии художеств),
- итальянец А. Ринальди (постройки в Ораниенбауме),
- шотландец Ч. Камерон (Царское Село и Павловск).