Пермь Вычегодская — это историческая область Северо-Востока Руси (современная территория Архангельской области и Республики Коми), расположенная в бассейне Вычегды и её притоков к западу от северного Урала.
До присоединения Новгорода к Москве в 1478 году Пермь Вычегодская была в составе новгородских земель. XVI век ознаменовался включением северо-восточных пространств в состав Русского государства.
Наименование «Пермь Вычегодская» сохранялось до присоединения к Российскому государству Сибири, начавшегося походом Ермака в 1580-х годах. В XVII веке на этой территории размешались Яренский и Сольвычегодский уезды.
Хозяйство края
Традиционное хозяйство коми тесно связано с условиями места обитания. В условиях малоплодородных лесных почв и северного климата появление оседлого населения было возможным лишь благодаря специфическому хозяйственному комплексу, включающему как присваивающие, так и производящие отрасли. Для традиционного хозяйства не была характерна замкнутая система. Товарная продукция в той или иной степени всегда использовалась для реализации. Расширение торговых связей позволило начать освоение территории мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения дефицита сельскохозяйственной продукции за счет иных отраслей. Наличие значительного запаса пригодной к освоению территории позволило сохранить традиционный уклад до начала ХХ века. Хотя в наиболее заселенной южной части края он находился к тому времени в состоянии кризиса.
Быт коми
Традиционное жилище населения коми представляло собой прямоугольную наземную срубную постройку из сосновых бревен на высоком подклете. Жилая часть из зимней и летней изб, соединенных сенями, составляла с хозяйственным двором единое целое. Двухъярусный скотный двор (хлев и поветь, на которую вел помост) занимал половину комплекса. Характерная черта – односкатность крытой тесом крыши. Обычно избы располагались под одним скатом, под вторым скатом находился двор. В западных районах избы ставились так, что односкатные крыши смыкались над домом в единую кровлю. Для южных районов характерны одноэтажные жилища. Внутренняя планировка жилищ севернорусская: печь у стены со входной дверью, рядом полати, по диагонали от печи красный угол. Более древняя планировка состояла в том, что печь в глубине избы стояла устьем к двери, над ней располагалось небольшое окно, красный угол у двери. На усадьбе располагались амбар (жытник), погреб, баня (пывсян) и колодец. В стороне стояли овины с гумнами. Усадьбы могли быть огорожены или нет. Иногда бани и амбары располагались группой вне усадьбы, первые – ближе к реке. Из украшений жилища была распространена резьба, ею украшались полотенца, фронтоны, причелины крыши и подзоры. Окна украшались наличниками с глухой, ажурной, пропильной резьбой геометрического орнамента. На охлупнях помещались резные фигурки птиц или коней, в виде птиц изготовлялись и курицы водосточного желоба. У северных коми на охлупне укреплялись оленьи рога. Реже применялась обшивка углов дома, резьба на столбах ворот.
Традиционная одежда коми сходна с одеждой северного русского населения, а северных коми - с ненецкой. Значительным разнообразием отличалась женская одежда. Ее основу составляли сарафан и рубаха различных типов. Поверх сарафана надевали распашные кофты. Верхней рабочей одеждой являлись шабур или дубник, а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни надевались наряды из лучших тканей, повсеместно носилась одежда из более грубого домотканого холста или пестряди темных расцветок. В качестве головных уборов девушки обычно использовали ленту. Свадебным служил юрной (обтянутое красным сукном очелье на твердой основе без дна). После свадьбы носились кокошник, сорока, сборник, а в старости повязывался темный платок. Мужская одежда: холщевая рубаха навыпуск, подпоясанная ремнем, холщевые штаны, заправленные в шерстяные носки. Верхней одеждой были кафтан, сукман или зипун, зимой - шуба. Головными уборами были шапка из овчины или войлочный колпак. Женская и мужская обувь мало отличались: бахилы, коты (низкая обувь из сыромятной кожи) или сапоги. Подпоясывались вязаными или плетеными поясами. Одежда украшалась геометрическим орнаментом. Северные коми использовали заимствованную от ненцев одежду.
К традиционной пище относился ассортимент блюд из мясных, растительных и рыбных продуктов. Питались три раза в день. В будни подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни считался солидным обед из 18 блюд, их количество могло превышать и два с половиной десятка. Как первое блюдо были распространены супы. Популярны были кислые щи, а летом - похлебки на основе кваса. Вторым блюдом была каша из ячневой или перловой крупы. Наиболее распространенным продуктом была рыба, которая употреблялась в вареном, сушеном, соленом, жареном виде, использовалась как начинка для пирогов. Как второе блюдо мясо использовалось из поданного на первое супа. Чаще мясо было на столе у северных оленеводов и охотников. Из овощей культивировались брюква, редька, репа, капуста, лук. Значительное место занимала выпечка: сочни, хлеб, пироги, оладьи, шаньги. Из традиционных напитков были распространены чай, отвары ягод и трав, березовый сок, хлебный квас. Из брюквы или пареной репы варили компот. На праздничном столе обязательно присутствовало домашнее пиво.
Культура коми
Многообразная красочная духовная культура коми ярко представлена в фольклоре, образцах народного искусства, обрядах и народных верованиях. В фольклоре представлены разные жанры:
- мифы, отражающие представления об окружающем мире и месте в нем человека;
- эпические сказания;
- сказки;
- песни;
- пословицы и поговорки;
- Обрядовая поэзия.
В похоронных причитаниях и свадебных плачах раскрывается символика и глубинный смысл семейной обрядности. Календарный фольклор и трудовые импровизации освещают быт земледельца и промысловика. Фольклор коми дает представления об этических и моральных нормах, он имел значение в воспитании и социализации детей.
Красочен и символичен орнамент. Образцы вышивки, меховой мозаики, узорного вязания северных коми, резьбы по дереву, набойки и кости представляют собой шедевры народного искусства. Орнаментом украшались и утилитарные предметы: гончарные и берестяные сосуды, одежда, обувь, солонки, прялки и др.
Семейные и календарные обряды близки к севернорусским. В похоронно-поминальной обрядности сохранились древние представления о множественности душ и рудименты культа предков. Наряду с христианскими отмечались такие календарные праздники как проводы льда, праздник урожая, отправление на охоту и др.
Сложный комплекс мировоззренченских представлений составляли дохристианские верования, которые включали пережитки разных культов: духов-хозяев, деревьев, промысловых животных, огня; ранних религиозных форм: зоолатрии, магии, анимизма, фетишизма и т.д. Были распространены вера в гадания, колдовство, заговоры, порчу.
Многовековой народный опыт отражают рациональные знания коми: народный календарь, метрология, медицина, сельскохозяйственные и промысловые приметы и др.