Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культура Киевской Руси IX-XII веков

Определение 1

Культура Киевской Руси — это культура Древнерусского государства, существовавшего с IX века до татаро-монгольского нашествия 1237—1240 годов.

Письменность

Создание славянской азбуки связывают с именами монахов Кирилла и Мефодия. Кирилл во второй половине IX века создал глаголический алфавит. На рубеже IX—X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза греческого письма и глаголицы, передавшей особенности славянских языков, появилась азбука, позже получившая название кириллица. Этот алфавит вытеснил глаголицу у южных и восточных славян.

Кириллическая письменность в русских землях была известна и ранее, но распространение получила только после Крещения Руси. Тогда она получила основу в виде культурной традиции христианства. Имело существенное значение то, что православное христианство допускало богослужение на национальных языках. Это дало условия для развития письменности.

Древнейшими известными памятниками письменности Руси являются договоры с Византией, заключенные в X веке. Они свидетельствуют о знакомстве с кириллицей до Крещения. Однако подлинники договором не сохранились. Они известны в списках в составе «Повести временных лет». Древнейшими сохранившимися памятниками русской письменности являются Новгородский кодекс, «Остромирово Евангелие» (1057 год), и два «Изборника» Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов. Высокое профессиональное мастерство выполнения этих книг свидетельствует о производстве рукописных книг в XI веке, а также об устоявшихся навыках «книжного строения».

Развитие письменности привело к тому, что церковь с самого начала не была монополистом в сфере образования. Грамотность проникала в среду горожан. Распространение грамотности доказывает обнаружение берестяных грамот, обнаруженных в Новгороде и других городах. Это памятные записки, письма, учебные упражнения. Таким образом письмо использовалось для создания юридических и государственных и актов, книг и в быту. Нередко надписи встречаются на ремесленных изделиях. Горожане оставляли записи на стенах церквей Киева, Смоленска, Новгорода, Владимира.

«Культура Киевской Руси IX-XII веков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Центрами книжности были соборные церкви и монастыри, где существовали мастерские с коллективами переписчиков. Они занимались перепиской книг, вели летописи, создавали литературные произведения, переводили зарубежные книги. В Киево-Печерском монастыре сложилось литературное направление, оказавшее влияние на древнерусскую литературу и культуру. Уже в XI веке при монастырях и соборных церквях создавались библиотеки, имевшие до нескольких сотен книг. В XII веке ситуация изменилась, и в городах возникло ремесло «книжных списателей». Это говорит о росте грамотности населения и потребности в книгах, которую не могли в полной мере удовлетворить монастырские писцы. Князья содержали переписчиков, а некоторые самостоятельно переписывали книги.

Литература

Древняя Русь с принятием христианства приобщилась к книжной культуре. Ее литературная традиция стала частью Slavia Orthodoxa, общности православных славян, до начала Нового времени существовавшей в условиях единой языковой среды (изводы церковнославянского языка, и близкие национальные языки) и имевшей единый литературный фонд.

Древнерусская литература характерна связью с византийской и болгарской традициями и христианской аскетической направленностью. Русь усваивала византийскую аскетическую традицию и не приобщалась к константинопольской культуре, воспринимала только христианскую литературу, исключая античную, распространенную в Византии. Одна из причин заключается в том, что подобная ситуация создалась в ставшей образцом южнославянской литературе. Античное наследие воспринималось как языческое, а потому вредное для души и не имеющее ценности.

Литература Руси решала внелитературные задачи. Важнейший средневековый принцип «imitatio» (подражание) предполагал, что благодатные дары приобретаются на пути приобщения к образцам. Поэтому древнерусским книжникам виделось главной задачей спасение души. Весь корпус известной литературы имел религиозно-учительную и богословскую направленность, включая летописные памятники. Такой тип литературы, как «четьи сборники» предназначался для формирования у читателей навыков христианского служения. Записанная в летописях история воспринималась как реализация Божьего промысла. Подход не предполагал художественной фикции. Среди сохранившихся произведений особняком стоит «Слово о полку Игореве».

Оригинальная литература

Для оригинальной литературы характерны идейная насыщенность и художественное совершенство. Митрополит Илларион стал автором «Слова о законе и благодати», датируемого XI веком. В этом произведении проводится мысль о необходимости единства Руси. Используя форму проповеди, Илларион создал политический трактат, в котором отразились злободневные проблемы действительности. Противопоставив «благодать» (христианство) и «закон» (иудаизм), Илларион утверждал идею переноса небесного внимания с избранного народа на все человечество.

Сохранились «Чтение» о Борисе и Глебе и «Житие Феодосия». «Чтение» написано в отвлечённом стиле, в нём усилены церковные и назидательные элементы. К 1113 году относится памятник летописания — «Повесть временных лет», сохранившийся в составе поздних летописных сводов. Автор «Повести» сумел рассказать историю Руси и связать её с историей других стран. Основное внимание уделено деяниям князей, событиям политической истории. Менее детально описаны быт народа и хозяйственная жизнь. В летописи отчетливо проявилось религиозное мировоззрение составителя: причину событий и поступков людей он видит в действии Провидения. Однако за ссылками на волю Бога скрываются практический подход к действительности, стремление найти между событиями реальные причинно-следственные связи.

«Поучение» Владимира Мономаха рисовало идеальный княжеский образ, затрагивало насущные вопросы: необходимость сильной власти, единство в отражении набегов. «Поучение» проникнуто человеческими переживаниями, чуждо отвлечённости и наполнено взятыми из жизни образами.

Размышления о необходимости сильной власти как условии преодоления внутренних противоречий и успешной борьбы с внешними врагами воплощены в «Слове» и «Молении» Даниила Заточника. Сторонник сильной княжеской власти, Даниил с сарказмом и юмором пишет об окружающей его действительности.

Особое место занимает датируемое концом XII века «Слово о полку Игореве», Описание неудачного похода на половцев служит поводом для размышления о судьбе Русской земли. Причины поражений от кочевников, причины бедствий автор видит в междоусобицах, в эгоистической княжеской политике. Центральным является образ Русской земли. Автор постоянно пользовался свойственными дружинной среде понятиями «слава» и «честь».

Зодчество

На Руси до конца Х века не было монументального каменного зодчества, но существовали традиции деревянного строительства, формы которого впоследствии повлияли на каменную архитектуру. Навыки деревянного зодчества обусловили развитие и своеобразие каменной архитектуры. С принятием христианства началось строительство каменных храмов, принципы возведения которых заимствовались из Византии. Византийские зодчие передавали русским мастерам опыт строительной культуры.

Строительство первой каменной церкви Киевской Руси – Десятинной церкви относят к 989 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора. В начале XII века она перенесла значительный ремонт. Был перестроен юго-западный угол, перед западным фасадом появился подпирающий стену мощный пилон. Эти мероприятия были восстановлением после частичного обрушения, ставшего следствием землетрясения.

Построенный в Киеве в XI веке Софийский собор является одним из наиболее значительных архитектурных сооружений периода.

Живопись

Из Византии пришли мозаика и фреска, а также иконопись. Был перенят иконографический канон, неизменность которого оберегала церковь. Это предопределило устойчивое длительное византийское влияние в живописи.

Наиболее ранние сохранившиеся произведения древнерусской живописи созданы в Киеве. Первые храмы украшались мастерами-греками, добавившими в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в храмовом интерьере, а также манеру плоскостного письма. Своей красотой известны фрески и мозаики Софийского собора. Они выполнены в торжественной и строгой манере, свойственной монументальной живописи Византии. Все изображения пронизаны идеей величия и незыблемости земной власти и православной церкви.

Памятником светской живописи являются росписи стен башен Киевской Софии. Они изображают сцены охоты и цирковых состязаний, музыкантов, скоморохов, акробатов, фантастических зверей и птиц, что отличает их от церковных росписей.

В XII—XIII веках в живописи культурных центров начали проявляться местные особенности. Это характерно для Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot