В XVIII в. культура и быт России подверглись коренным изменениям. Эти изменения были отчасти подготовлены XVII в., когда культуре стало присуще «обмирщение». Тем не менее именно радикальные реформы Петра способствовали слому прежних обычаев и традиций. Россия превращалась в просвещенное европейское государство.
Образование и наука
Сословным по-прежнему оставалось образование, тем не менее общее количество учебных заведений значительно возросло. Создаются профессиональные учебные заведения для подготовки кадров:
- Сухопутный шляхтетский корпус (1730-е гг.);
- Морской шляхтетский корпус (1750-е гг.);
- Артиллерийский, Инженерный корпуса.
Распространяются частные пансионы для дворян, где те и жили, и учились.
Появились и высшие учебные заведения. Сначала был создан Петербургский университет при Академии наук, а в 1755 г. – Московский университет. Последний стал первым и единственным в Европе XVIII в. университетом, в котором отсутствовали богословские курсы. В нем училось много выходцев из семей разночинцев, а Устав запрещал телесные наказания студентов. В гимназии при университете могли учиться дворяне (в одной ее части) и дети разночинцев (в другой части).
Появляются и общеобразовательные школы. В 1780-е гг. вводится система народного образования: создаются двухклассные и четырехклассные училища, где детей учили основным предметам. Также была дана возможность учиться и женщинам: в 1767 г. был открыт Смольный институт или Институт благородных девиц, где обучались девочки из дворян и отдельными группами из мещан.
Наука в России XVIII в. стала институализированной – развивалась она в Академии наук. Самая большая и значимая личность того времени – М.В. Ломоносов, который работал во многих областях знаний: химия, физика, геология, астрономия, история, литература и пр.
Развивалась и техника: И Ползунов создал проект парового двигателя, а И. Кулибин проявил удивительные инженерные способности (разработал проект одноарочного моста длиной в 300 м, к примеру). Имя Кулибина даже стало нарицательным.
При поддержке государства организовывались и географические экспедиции: Камчатские экспедиции В. Беринга и А.И, Чирикова позволили открыть пролив между Америкой и Азией (сейчас – Берингов), а также тсследовать берега Камчатки, Северную Японию, Алеутские острова. Также отправлялись экспедиции в Сибирь, Приуралье, Поволожье, Северный Кавказ, Крым, Байкал и т.д.
Литература и искусство
В это время литература выходит из-под власти церкви; формируется литературный язык. Большой вклад в развитие языка вносят М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. Ломоносов пишет теоретические произведения на тему русского языка, Сумароков пишет трагедии и комедии; его же потом назовут отцом русской драмы. В тот период развиваются классицизм и сентиментализм в литературе. Во времена Екатерины II блистают Д. Фонвизин («Недоросль», «Фелица»), Г. Державин.
В архитектуре также происходят масштабные изменения. В Россию приезжают иностранные архитекторы, которые создают целые школы. Д. Трезини строит в Петербурге Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Александро-Невскому лавру и т.д. Б. Растрелли возводит Строгановский дворец, комплекс Смольного монастыря, Зимний дворец. Эти архитекторы строили в стиле барокко.
Вслед за ними появляются и русские архитекторы: М. Казаков (дом Благородного собрания в Москве, здание Голицынской больницы), И. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры).
Живопись также переходит от чисто церковной к светской. Особенно это проявилось в портретном жанре, ярчайшими представителями его были А. Антропов, П. Аргунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые изображали государственных деятелей, знатных лиц. Также развивается и скульптурный портрет, наиболее известный представителем которого был Ф. Шубин, создавший бюсты Екатерины, Павла, Потемкина, Суворова, Румянцева, Ломоносова. Возникает и монументальная скульптура – например, памятник Петру, больше известный как «Медный всадник», созданный Э. Фальконе, и памятник Минину и Пожарскому в Москве, созданный И, Мартосом.
В ряду значимых культурных событий того периода стоит создание первого профессионального театра в России в 1756 г. Первым русским актером традиционно считается Федор Волков.
Быт
Эти изменения, в основном, коснулись высших кругов. Дворяне в городах теперь строят дворцы, стараясь сделать их похожими на императорские. В этих дворцах организовывались приемы, салоны. В них проходили разговоры о литературе, танцах и пр., могли зачитываться стихотворения. Петербург становился блистательной имперской столицей. Но бывшая столица, Москва, также менялась. Московская знать старалась следовать за петербургской. В городе выравнивались улицы, застройка шла не так хаотично, как раньше. Знать возводила дома типа усадеб. Каждый дом был отделен от остальных садом, газоном, дорожками, огражденный решеткой.
В моду входят мебельные гарнитуры со стульями, креслами, столами, шкафами; стены обклеиваются обоями.
Развивается городская инфраструктура:
- появляются больницы, где работает персонал, обученный в училищах;
- формируется единая система медицинских учреждений, по которой в каждом губернском городе должен быть на службе один доктор, а в уездном – один лекарь;
- открывались аптеки.
Однако малые российские города по-прежнему были похожи на села: в них было несколько каменных зданий, а остальные – деревянные; улицы не мостились, на окраинах были рабочие бараки, в одном из которых могло жить несколько десятков человек.
Новшества распространялись не по всей стране. Большая часть России все равно жила в селах, где, по большому счету, быт не сильно менялся. Крестьяне по-прежнему жили в деревянных избах большими семьями, обрабатывали свой надел, занимались традиционными ремеслами. Создание крестьян было религиозное, патриархальное и традиционное. В селах присутствовал свой фольклор, свои праздники. При этом частью сельского населения было дворянство, через которое до села доходили новшества. Однако и дворяне не все были «просвещенными», особенно если жили далеко от центра.