Культурные общества и литература
Важное значение для истории России имела культура первой половины $XIX$ века. Ее выразителями в первую очередь были представители дворянской интеллигенции, которые находились под влиянием идей Просвещения. Новаторский характер носили, прежде всего, произведения русских писателей Д. Фонвизина, А. Радищева, Н. Новикова. Они создали идейные предпосылки для подъема русской литературы, нарастание патриотизма во время войны 1812 года, способствовали общему прогрессу русской культуры во всех ее проявлениях. Однако значительные препятствия для распространения лучших достижений культуры среди населения устанавливало крепостное право.
Результатом столкновения различных взглядов на развитие русской культуры стало появление культурных обществ. Так, в 1811 г. возникло общество «Беседы любителей русского слова», которое выступало против нововведений. С критикой этого общества выступили В. Пушкин, братья Иван и Николай Тургеневы, П. Вяземский. Зато они создали общество «Арзамас», прославляли героизм народа во время войны против французов, изображали народные идеалы и чаяния. Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова и басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лиса» и др. высмеивали недостатки российского общества, противопоставляли богатство и бедность.
Гениально правдивое, высокохудожественное изображение жизни имело свое проявление в творчестве А. Пушкина. Он выступал противником крепостничества и самодержавия, был другом многих декабристов, обличал проблемы России, энергично призывал к демократическим преобразованиям, к борьбе за идеалы свободы и человеческое достоинство. Пушкин оставил для нас бессмертные лирические стихотворения, роман в стихах «Евгений Онегин», где показал дух тогдашней эпохи и в то же время обращался к духовным истокам русского народа.
Театр и музыка
Наиболее известными актерами той эпохи были актеры А. Каратыгин и П. Мочалов. В 1823 г. начал актерскую деятельность М. Щепкин. Он играл главные роли в пьесах Грибоедова и Н. Гоголя (роли Фамусова, Городничего).
Народные мелодии стали основой музыкальных произведений русских композиторов А. Варламова, А. Гурилева, А. Верестовского. Настоящий переворот в музыке сделал Н. Глинка, ставший основоположником русской классической музыки. Он написал оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), симфоническую пьесу «Камаринская». Произведения Глинки были одного уровня с западноевропейскими произведениями того времени – Бетховена, Моцарта, и др. Продолжателем традиций Глинки стал композитор А. Даргомыжский.
Изобразительное искусство
В живописи преобладал академический классицизм. Его центром была Академия художеств. Сюжетами для картин были античные и библейские темы. Своим талантом выделялись К. Брюллов, Ф. Бруни. Картина Брюлова «Последний день Помпеи» и до сих пор является образцом изображения апокалипсиса.
Романтическое направление в живописи представлял портретист А. Кипренский. Смело рисовал природу и народный быт А. Венецианов. Его картины «Гумно», «Крестьянка с грибами», «Утро помещика» привлекали внимание общества. Они выполнены в стиле сентиментализма. Реализм пронизывает полотна П. Федотова, который в картинах «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Городничий изображающий себя на параде» разоблачал отрицательные стороны быта купцов, чиновников, офицеров. Художник А. Иванов прославился монументальной картиной «Явление Христа народу».
Архитектура и скульптура
Лучшими образцами архитектуры той эпохи является Казанский собор архитектора А. Воронихина в Петербурге, здание Адмиралтейства А. Захарова, ансамбли К. Росси (Александрийский театр, здание Главного штаба, здания Сената и Синода). В Москве после пожара 1812 года начался настоящий архитектурный бум. Был построен Манеж и Большой Театр (архитектор А. Бове), старое здание Московского университета (архитектор Д. Жилярди).
В скульптуре проявлялся интерес к героике прошлого. И. Мартос воздвиг памятник Минину и Пожарскому в Москве памятник Ломоносову в Петербурге. Ф. Толстой является автором барельефов, посвященных войне 1812 г.
Наука
В первой половине $XIX$ века в России происходил переворот в научной мысли. В философии благодаря А. Герцену и В. Белинскому распространение получили идеи материализма. Требования новой эпохи в подготовки подрастающего поколения отразил в своих трудах педагог К. Ушинский.
В исторической науке шла борьба нескольких направлений. Апологетом самодержавия был М. Карамзин («История государства Российского»). Совершенно новое видение предложил С. Соловьев в основательной «Истории России с древнейших времен» в 29 томах.
Российская наука той эпохи представлена выдающимся хирургом, анатомом Н. Пироговым, математиком Н. Лобачевским, астрономом В. Струве, химиком Н. Зининым. Академик Б. Якоби основал новую отрасль техники – гальванопластику (аккумуляторы). Инженер П. Шиллинг построил телеграфную линию между Петербургом и Кронштадтом. Мастера – крепостные Ефим и Мирон Черепановы вблизи Нижнего Тагила начали строить прокатные станы, лесопильные мельницы, железную дорогу.
В 1803–1806 гг. два русские корабли «Надежда» и «Нева» под командованием И. Крузенштерна и Ю. Лисянского совершили кругосветное путешествие. В 1819–1821 гг. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен организовали экспедицию к Южному полюсу и открыли Антарктиду.