Ясачные крестьяне – это категория крестьян, плативших государственный налог – ясак, который взимался с народов Поволжья (в XV-XVIII вв.), Сибири (c XVII в.) и Севера.
Ясак
Для начала стоит разобрать, что такое ясак. Ясаком в России XV – начала XX вв. называли натуральный налог, в основном, пушниной, который взимался с народов Сибири, Поволжья и Севера. Слово «ясак» является аналогом монгольского «засаг» (власть), татарского «ясак» (натуральная подать) и башкирского «яһаҡ» (подать, налог). Это слово появилось в русском языке в период освоения и завоевания Сибири и создания там системы острогов и зимовий, на которых был устроен сбор ясака.
Сбор ясака и получение доходов было главной целью подчинения широких неосвоенных территорий. Обычно ясак состоял из пушнины (соболь, лисица, бобер, куница), реже – из скота. Эта пушнина была очень важна для государственного бюджета, так как представляла собой целую статью торговли как внутри страны, так и за ее рубежом. Сначала сбор ясака находился в ведении Сибирского приказа, а в 1763 г. был переведен в функции Кабинета Его Императорского Величества.
Ясак назначался для каждого племени или рода по отдельности.
Служивые люди собирали ясак «с прибылью», запрещая заменять мех одних животных на других. Частые жалобы ясачных людей привели к тому, что в 1727 г. вышел указ, который разрешал выплату ясака не натурой, а деньгами, однако, через какое-то время эта мера была признана убыточной для государственного бюджета. В 1739 г. резолюция кабинета министров постановила собирать ясак соболями, а в тех местах, где он не очень распространен, предписывалось добирать нужный размер ясака другими видами пушнины.
В 1763 г. правительство приняло решение о необходимости упорядочения ясачной повинности. В Сибирь был направлен секунд-майор Щербачев, который должен был составить генеральную перепись. Кроме того, он сформировал на местах специальные комиссии, которые выработали основания для обложения ясаком.
Согласно этим положениям:
- каждый улус облагался данью мехом определенного вида животного, либо деньгами, либо и тем, и другим;
- в случае недостаточного «улова» необходимых зверей, позволялось заменять их другой пушниной или деньгами.
В XIX в. в связи с изменениями быта и численности инородческих племен, было принято решение опять изменить систему обложения ясаком. Составление новых окладных ясачных книг было передано в ведение ясачных комиссий, отдельных для Западной и Восточной Сибири. За основание было принято деление представителей инородческих племен на бродячих, кочевых и оседлых. Бродячие и кочевые сохранили за собой прежний способ обложения, кроме того, что был отменен 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить налоги в соответствии с теми сословиями, в которые они вступали.
Ясачные люди
Поначалу «ясачными людьми» называли представителей покоренных народов в тюркских ханствах, которые находились на территории бывшей Монгольской империи:
- в Казанском ханстве «ясачными людьми» считались чуваши, марийцы, часть мордвы, южные удмурты;
- в Касимовском ханстве – мещеры и часть мордвы;
- в Сибирском ханстве – манси, коми, ханты, северные удмурты, зауральские башкиры, кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы;
- в Пегой Орде – селькупы и кеты;
- в Крымском ханстве – ногаи.
В 1625 г. в Казанской земле количество ясачных крестьян превышало 40 тыс. дворов, а в 1710 г. их насчитывалось около 91 тыс. Ясачными людьми считались мужчины от 18 до 50 лет, кроме больных и увечных. Трудоспособное население записывалось в ясачные книги, а периодически количество ясачных людей проверялось переписями. Присяга – шерть – была способом принуждения людей к выплате ясака, а в случае невыплаты подати, сборщики дани могли брать заложников из местной знати (аманатов), которых содержали в тяжелых условиях.
Злоупотребления сборщиков ясака и его тяжесть вызывали рост недоимок, обнищание, что приводило к волнениям.
В Среднем Поволжье ясачные люди во второй половине XVI – начале XVIII вв. имели в пользовании землю, которая находилась во владении общин и являлась собственностью государства. Таким образом, эти ясачные крестьяне считались крепостными государства, были прикреплены к ясачной земле и не имели права ее покидать. Юридически они были на положении помещичьих крепостных крестьян.
Земля в общине распределялась между семьями на общих собраниях. Распределение происходило «чересполосно», то есть семья получала несколько участков земли в разных местах в зависимости от плодородия почвы. Таким образом, община стремилась уравнять возможности своих членов в отношении земли. При этом, разумеется, много зависело и от количества рабочих рук в семье, количества и качества инвентаря, которым обрабатывается земля и пр., что приводило к имущественному расслоению ясачного крестьянства. Часть дворов богатеет, в большем размере обеспеченная землей, скотом, сельскохозяйственным инвентарем. Другая часть дворов беднеет, а некоторые крестьяне попадают в кабалу к более зажиточным соседям.
Основными занятиями ясачных крестьян было земледелие; в степных и лесостепных областях активно занимались промыслами – бортничеством, рыболовством, охотой.
Ясачные крестьяне платили ренту-налог государству – денежный и хлебный ясак, ямские и полоняничные деньги, оброк за бортничество, рыболовство, охоту и прочие подати. На них распространялась и воинская повинность: каждый третий призывался на войну, а с 1705 года они были подчинены и рекрутской повинности. Кроме того, они привлекались на различные государственные работы – ямская служба, извоз, прокладка дорог.
В 1724 г. ясачные люди Среднего Поволжья были переведены в категорию государственных крестьян, и вместо ясака для них была установлена подушная подать, которая была больше по размеру. Как категория ясачные крестьяне Поволжья существовали до 1720-х, на Урале и Сибири – до 1822 г., когда они также были переведены в состав государственных крестьян.