Коммунистическая партия Советского Союза - это политическая партия, обладавшая абсолютной властью на территории СССР в период c 1917 по ноябрь 1991 года.
Система управления в СССР
После Октябрьской революции перед большевиками встала большая проблема - как управлять государством.
Первое, что они предприняли после национализации – создали органы рабочего контроля, которые по идее должны были перерасти в рабочее управление хозяйством. Однако оказалось, что для управления государственной хозяйственной системой требуются специалисты.
В результате была создана новая система управления, просуществовавшая до перестройки.
При всех заявлениях конституционных норм в СССР система управления была административно-командной. В лице коммунистической партии государство старалось контролировать абсолютно всё.
В СССР официально было четыре ветви власти:
- Представительная;
- Административная;
- Контрольная;
- Политическая.
Высшим координационным органом всех ветвей власти было Политбюро ЦК КПСС.
Верховный Совет СССР был высшим органом представительской власти и избирался на четыре года, выбирая Президиум Верховного Совета и судей Верховного Суда, назначая Совет Министров и Генерального прокурора.
Верховный Совет состоял из двух палат - Совет Союза и Совет Национальностей, представлявший законодательную власть.
Члены комиссий Верховного Совета выбирались из депутатов.
Президиум Верховного Совета руководил страной между сессиями Верховного Совета, которые созывались дважды в год для утверждения законодательных актов.
Генеральный секретарь ЦК КПСС возглавлял политическую власть. Хрущёв совместил должности Председателя Президиума Верховного Совета и Генерального Секретаря КПСС, что окончательно сконцентрировало власть в одних руках.
У контрольной власти не было конкретного руководителя. Каждое подразделение имело своего руководителя: Генеральный прокурор, Председатель Комитета народного контроля и Председатель Верховного Суда.
Председатель Совета Министров возглавлял административную власть, номинально являясь главой государства, он управлял всеми структурами.
Параллельно со всеми государственными структурами была политическая власть, контролировавшая структуры государственной власти. Она не несла ответственность, которая ложилась на исполнительную власть.
Так, секретарь городского комитета КПСС контролировал работу Председателя горисполкома и остальных органов городской власти.
6 статья Конституции 1977 года провозгласила, что Коммунистическая партия является «ядром политической системы».
За этой формулировкой скрывалось дублирование системы управления партийным аппаратом. Руководители КПСС были и правителями государства. Генеральный секретарь Л.И. Брежнев в 1977 году стал Председателем Президиума Верховного Совета, член Политбюро А.Н. Косыгин - Председателем Совета Министров.
Все партийные руководители высшего звена имели возможность вмешиваться в деятельность государственной власти. Структура ЦК дублировала органы власти, и отражала систему союзных ведомств.
КПСС была централизованным институтом государственного управления, присутствовавшим на всех этапах - от школы, цеха или колхоза до министерств и Президиума Верховного Совета. В КПСС существовала иерархия. Высший уровень составляли руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств, секретари крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик. К этому перечню стоит добавить слой управленцев, обладавших властью на местах - заведующие отделами крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик.
Этот слой составлял около тысячи человек в Москве и 3 тысяч человек по всему СССР - директоров крупнейших предприятий, командующих военными округами, начальников управлений КГБ.
Характерной чертой элиты на этом этапе была замкнутость. Она пополнялась лишь специфическими методами.
В специфичных условиях однопартийной системы и контролируемого политического поведения выборы в Советы - от поселкового до Верховного - служили ширмой, прикрывавшей назначение на должности депутатов Советов по номенклатурному принципу.
Замкнутость элиты, ее несменяемость и неподконтрольность, устойчивость партийно-государственной номенклатуры, рождали недовольство в обществе, провоцировали противоречия в государственном аппарате и в партийных организациях.
Роль КПСС согласно Конституции 1977 года
Верховный Совет СССР 7 октября 1977 года утвердил новую Конституцию СССР.
В ней констатировалось создание «общенародного государства» и построение «развитого социалистического общества». В качестве следующей цели декларировалось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой политической системы признавались советы, экономической – социалистическая собственность на средства производства. Закреплялась «руководящая» роль коммунистической партии. Появились в тексте новые разделы:
- Преамбула;
- Политическая система общества;
- Социальное развитие и культура;
- Внешняя политика;
- Статус народного депутата.
Конституция закрепила формы «непосредственной демократии»: референдум и всенародное обсуждение; гражданские права: право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на обжалование действий должностных лиц, на критику действий государственных организаций.
Впервые закреплялись права на охрану жилища, здоровья, на свободу творчества и пользование достижениями культуры. Подчеркивалась связь прав и обязанностей. Конституция закрепила за союзными республиками право на выход из состава СССР, а также право на законодательную инициативу в высших органах власти. Конституция подчеркивала значение личности, декларируя охрану её прав и свобод.
Однако провозглашенный еще в 1961 году тезис об общенародном государстве, был лишь декларацией, хотя Конституция и закрепила формы демократии:
- всенародное обсуждение;
- референдумы;
- новые гражданские права.
Речь фактически шла об усилении монопольной власти партии: в статье 6 подчеркивалось, что КПСС является ядром политической системы государства, руководящей силой советского общества.