Экономическая политика государства в Сибири в первую очередь была направлена на защиту финансовых интересов императора, казны, дворян и фабрикантов. Так, вопросы о принадлежности земельных угодий всегда решались в пользу государства.
С целью регулирования правил пользования лесами был издан ряд законов, которые запрещали строительство огнедействующих заводов в Алтайском горном округе. Таким образом, частная промышленность самой богатой части Сибири не могла развиваться.
Источники доходов государства в Сибири
Чтобы обеспечить рост доходов государства и ограничить права крестьян на пользование землей и лесами в Сибири проводилось лесоустройство, велся учет рыболовных угодий. Угодья, которые не принадлежали крестьянскими или инородческими обществами, со второй половины XIX в. стали считаться казенно-оброчными и сдавались в аренду.
В начале XIX в. от пользования лесами в казну поступало порядка 3 тыс. рублей. К 1926 году этот показатель увеличился до 2,6 миллионов рублей.
Государство установило четкие правила добычи полезных ископаемых. До начала XIX в. право на добычу драгоценных металлов было только у государства. С 1828 года российским подданным тоже была предоставлена возможность разрабатывать золотые и серебряные руды, но они должны были платить за это подати в казну. Таким правом наделили дворян и именитых купцов.
Только в 1870 году, когда был издан устав о золотопромышленности, были отменены все сословные ограничения на добычу золота.
В Сибири добывалось более 80 % российского золота, причем 75 % приходилась на Восточную Сибирь. Россия стала лидером в мировой золотодобыче.
Рисунок 1. Старатели прииска «Сомнительный» Ленского золотопромышленного товарищества, 1911 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сибирские золотопромышленности платили в казну большие налоги, что тормозило развитие отрасли. Еще одним фактором, который негативно отражался на развитии золотопромышленности, была высокая стоимость горного оборудования. Отечественной техники было мало, да и по качеству она сильно уступала иностранным аналогам. Чаще всего горное оборудование ввозили из США, Англии, Германии и Новой Зеландии.
Кроме того, отсутствовали дешевые кредиты, не хватало специалистов, не было необходимой инфраструктуры, не проводились геологические исследования. Все это тоже не способствовало процветания горных промыслов. Интересы жителей Сибири не учитывались, если они шли вразрез с интересами государства или российских предпринимателей.
Отношения государства с сибирскими предпринимателями
В отношениях государства с сибирскими предпринимателями исследователи выделяют три периода:
- XVII - первая четверть XVIII века. Тогда освоение Сибири осуществлялось в основном благодаря частной инициативе промышленников, купцов и служилых людей;
- вторая четверть XVIII – первая половина XIX в. В этот период в Сибири сильно укрепилась государственная власть. Казна, Кабинет и дворянство вытеснили частное предпринимательство из промышленности. Государство установило контроль над горным делом, сукноделием и солепромышленностью;
- вторая половина XIX - начало ХХ в. Для этого период характерно взаимодействие государства и частного предпринимательства. Казенное и кабинетское предпринимательство сократилось до минимума.
Казенные предприятия Сибири
Государство в основном занималось реализацией проектов, требующих больших капиталовложений, такими как строительство железных дорог и каналов. Самым главным проектом стало строительство Сибирской железной дороги.
Рисунок 2. Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оно позволило укрепить связь Сибири с общероссийским и мировым рынком. Особенно это стало заметно с развитием маслодельного производства. За короткое время в регионе появилось несколько тысяч заводов по производству сливочного масла. Крупнейшими в Сибири центрами скупки масла стали:
- Барнаул,
- Каменск,
- Бийск
Оттуда продукция шла на экспорт.
Благодаря строительству железной дороги растет торговое значение Омска.
В межреволюционное десятилетие в Сибири были построены Алтайская, Кулундинская, Тюмень-Омская, Кольчугинская железные дороги, строилась Ачинско-Минусинская железная дорога. В 1906 г. длина стальных путей составляла 4837 верст, а к 1917 году – уже 7150 верст.
Строились железные, грунтовые, шоссейные дороги, крупные промышленные предприятия, обустраивались переселенческие участки. Все это требовало большое количество леса, который был главным строительным материалом Сибири.
Лесозаготовки из крестьянского промысла стали предметом казенного предпринимательства. Главными заготовителями леса были Переселенческое управление и Кабинет его императорского величества.
Особое место во второй половине XIX века занимает горная промышленность. В этот период ведется не только добыча соли и серебра, но и добыча каменного угля и графита. Но местные предприятия не могли конкурировать с европейскими, так как на них все еще господствовали феодально-крепостнические порядки.
Среди предприятий черной металлургии доминирующую роль играли такие казенные заводы, как:
- Гурьевский (Томск),
- Николаевский (Иркутск),
- Петровский (Забайкалье).
В 1902 году в Сибири был основан крупнейший в регионе казенный винный склад. В конце XIX века в Российской империи была введена система винных монополий, при которых владельцами винокуренных заводов были частные предприниматели. Но спирт, который там производился, скупали казна.
Спирт поступал на государственные склады, проходил там очистку и из него изготавливали различные спиртные напитки. Продукция отправлялась на продажу в специальные государственные винные лавки.В Томской губернии тоже планировалось построить несколько таких государственных складов. В то время там работало более 30 винокуренных заводов. Они выпускали около 3 тыс. ведер вина крепостью в 40 градусов.
Самый крупный винный склад был построен в Томске. Его годовой оборот составлял 400 тыс. ведер. Торги на его строительство выиграл петербургский купец первой гильдии Самуил Шифманович. Государство выделило ему на эти цели более 200 тыс. рублей.
В пореформенный период кабинетские и казенные некоторые предприятия не выдерживали конкуренции более развитой промышленности Европейской России, и начали приходить в упадок.