Троице-Сергиева лавра — это мужской монастырь Русской православной церкви расположенный на реке Кончуре в центре Сергиева Посада.
Основание лавры
В 1337 году Варфоломей (Сергий) и его брат Стефан поселились в десяти верстах от Хотькова на холме Маковец. Вскоре братья поставили небольшой храм во имя Святой Троицы. После ухода Стефана в московский Богоявленский монастырь преподобный Сергий несколько лет жил в одиночестве, но постепенно вокруг его кельи селились и другие иноки. К 1340 году пустынь стала особножительным монастырем. Константинопольский патриарх Филофей благословил Сергия ввести общежитийный устав. Территория монастыря разделилась на общественную, жилую и оборонительную части. В центре расположились новый храм Святой Троицы и трапезная, окруженные кельями; за кельями находились хозяйственные службы и огороды. Весь монастырь обнесен деревянным тыном. Над воротами устроена церковь Димитрия Солунского. Поначалу игуменом был Митрофан, постригший Варфоломея под именем Сергия. Преподобный Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана.
Вскоре монастырь стал духовным центром русской земли, поддерживая московских князей. В 1380 году Сергий благословил князя Дмитрия, отправлявшегося на битву с Мамаем. Преподобный Сергий преставился в 1392 году. Перед кончиной Сергий руководство монастырем передал своему ученику Никону Радонежскому.
Монастырь в XV-XVI веках
В 1408 году обитель была разграблена ханом Едигеем, но последующие 200 лет прошли безоблачно. Троицкий монастырь развивался, став одной из главных святынь России. Монастырь несколько столетий являлся религиозным и культурным центром Российского государства. Здесь составлялись и переписывались летописи, писались иконы; в XV веке было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», крупнейший памятник старорусской литературы.
В 1422 году было заложено первое каменное здание монастыря — Троицкий собор. При строительстве были обретены мощи Сергия Радонежского. В росписи участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса Рублевым была написана знаменитая «Троица». Троицкий собор почитали московские князья: здесь совершались молебны, скреплялись «крестоцелованием» договоры, крестились наследники престола.
Троицкий собор долго оставался единственным в монастыре каменным сооружением. В 1469 году под руководством Василия Ермолина построена каменная трапезная: на первом этаже была «малая трапеза отцов» и «царская палата» на втором этаже. Тип одностолпной палаты впоследствии использовался строителями Грановитой палаты. В XVIII веке на месте трапезной возведена современная колокольня. Вблизи трапезной выстроили каменную поварню. В 1476 году псковскими построена церковь Сошествия Святого Духа.
В 1530 году в Троицком соборе совершено таинство крещения будущего царя Ивана Васильевича. За время своего царствования Иван IV в развитие монастыря вложил около 25 тысяч рублей. С 1540-х годов вокруг монастыря возводились белокаменные стены. В 1550-е годы был построен пояс стен в виде неправильного четырехугольника протяженностью до полутора километров. Монастырская территория приобрела существующие сейчас размеры. Одновременно в трех прилегающих к стенам оврагах были устроены запруды, а с южной стороны выкопан пруд. Троицкий монастырь стал мощной крепостью. В 1561 году он приобрел статус архимандрии.
В 1559 году был заложен новый Успенский собор. Его освящение состоялось в 1585 году. В 1585—1586 годах по велению царя проведены художественные работы.
В конце XVI века Троицкий монастырь был крупнейшим монастырем страны; в его собственности было 2780 поселений, велась торговля в том числе с зарубежными государствами.
Развитие монастыря в XVII-XVIII веках
В Смуту Троицкий монастырь выдержал полуторогодовую польскую осаду под предводительством Сапеги и Лисовского. С сентября 1608 года польско-литовские войска предпринимали многократные попытки штурма; в конце 1609 года в монастыре началась цинга. К концу зимы способных защищать монастырь людей осталось менее 200. 12 января 1610 года осада была снята Михаилом Скопиным-Шуйским. Монастырь был одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского; в дело освобождения большой вклад внес архимандрит Дионисий, помогавший пожертвованиями и поддерживавший дух войск.
Вырос авторитет монастыря, ставшего символом мужества народа, а с ним увеличились и пожертвования. Монастырские укрепление удалось быстро восстановить. Была возведена новая большая колокольня, появилась церковь Михаила Малеина. Стены трапезной украсила яркая роспись. Царские хоромы построены на месте деревянного дворца Ивана Грозного. К 1640 году выстроен двухэтажный каменный корпус келий. Среди других монастырских сооружений — Больничные палаты и церковь Зосимы и Савватия.
Монастырь последний раз видел врага в 1618 году. Наступило время расцвета монастыря; число принадлежавших обители крестьянских дворов достигло 16,8 тысяч. Собственные кирпичные заводы обеспечивали проведение строительных работ. В прудах разводили рыбу, по берегам были поставлены ветряные мельницы, посажены фруктовые сады.
В 1682 году монастырь стал убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году здесь укрылся спасшийся из Москвы Петр I. При его правлении в обители появилась барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, так называемая Трапезная церковь. Над восточной стеной на средства Строгановых в 1699 году была построена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
В начале XVIII века Россия участвовала в Северной войне и строительство на территории обители остановилось (Петр I взял из монастырской казны на военные нужды 400 тысяч рублей); c началом строительства Санкт-Петербурга был введен запрет на каменное строительство по всей России. Только в 1708 году у монастырских стен развернулись строительные работы: из-за угрозы проникновения армии шведов вглубь России, близлежащие к Москве крепости, включая Троице-Сергиев монастырь, решено было укрепить. У Красных и Успенских ворот были построены каменные мосты; под стенами появились рвы и бастионы. Рвы существовали до 1830-х годов, а земляные укрепления вблизи угловых башен сохранились по сей день.
Преемники Петра I не проявляли интереса к судьбе обители; возникали планы переноса монастыря ближе к новой столице, однако они не осуществились. В 1738 году изменилась система управления монастырем: он был подчинен Духовному совету.
Расцвет лавры
С восшествием на престол Елизаветы Петровны монастырь начал переживать новый период расцвета. 1 октября 1742 года в монастыре открылась духовная семинария (в 1814 году сюда была переведена Московская Духовная академия, крупнейшее религиозное учебное заведение России). В 1744 году монастырь удостоился почетного титула лавры.
Елизавета Петровна посещала лавру. Ее приезды сопровождались празднествами — пушечной стрельбой, фейерверками и пышными трапезами. За монастырскими стенами был выстроен увеселительный дворец Корбуха. Строительство развернулось и на территории обители. В 1741 году состоялась закладка колокольни; строительство было завершено в 1770 году. Для новой звонницы был отлит колокол весом в 4065 пудов.
Перестройке способствовал пожар 1746 года, уничтоживший деревянные постройки. Началась реконструкция лавры, продолжавшаяся до 1789 года. Новый облик напоминал убранство дворцов той эпохи. Здания выкрашивалиь в яркие тона, подчеркивавшие красоту позолоченных и белых лепных деталей. Пышный облик приобретали интерьеры сооружений. Роскошную отделку обретали Царские чертоги (живопись на потолке и лепнина, изразцовые печи, наборный паркет, шелковые обивки стен). Был утрачен первоначальный декор старых зданий; Некоторые здания (например, оружейная палата и кузница) были разобраны. Перестройка затронула древние храмы; главы Духовской церкви и Троицкого собора были заменены на луковичные, а сводчатую паперть Троицкого собора сменило высокое крыльцо. Главы храмов позолотили. В 1792 году был сооружен обелиск с медальонами и солнечными часами. Текст в медальонах повествовал об истории монастыря.
В XVIII—XIX веках лавра стала богатейшим монастырем России, она входила в число крупнейших землевладельцев (в 1763 году лавре принадлежало около 100 тысяч крестьянских душ). Торговля (зерновыми, предметами быта, солью) приумножала богатства монастыря.
К XX веку в ведении лавры была типография, две гостиницы в Сергиевом Посаде, мастерские, конные дворы, лавки. У стен велась торговля, вблизи монастыря появились торговые ряды, доходные дома и гостиницы. В 1910-е годы в лавре жило более 400 монахов.
Святыни монастыря привлекали паломников со всей России.
История монастыря в XX веке
В 1918 году лавра была обращена в трудовую артель, но монашеская жизнь продолжалась в ней до октября 1919 года, когда монахи были переселены в Гефсиманский и Черниговский скиты.
10 ноября 1919 года принято решение о закрытии лавры. 20 апреля 1920 года вышло постановление «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Троицкий собор был немедленно закрыт, а братия была выселена. На территории лавры организовали историко-архитектурный музей. До 1953 года на территории монастыря находился Загорский учительский институт.
Возрождение монашеской жизни относится к 1946 году. Настоятелем стал патриарх Алексий I, первым наместником был архимандрит Гурий.
21 ноября 1946 года Алексий I заново освятил Трапезный храм преподобного Сергия Радонежского, закрытый для богослужений с 1921 года. В 1949 году в стенах лавры возобновилась деятельность Московской духовной академии, воссозданной в 1946 году.
15 ноября 1959 года патриарх благословил новый Устав Троице-Сергиевой лавры.
В 1971, 1988, 1990 годах на территории лавры проходили Поместные соборы РПЦ.