Успенский Псково-Печерский монастырь — это крупный мужской монастырь.
Начало истории монастыря
Не сохранились достоверные сведения о начале на месте монастыря монашеской жизни, как не проводились и научные исследования происхождения пещер, расположенных в монастыре. Эти пещеры располагались в отложениях песчаника вдоль берегов ручья Каменец. На основании исследований других пещер в Печорах, касательно которых исследователь И. Агапов пришел к выводам о их природном эрозионно-суффозионном происхождении, можно полагать, что пещеры Псково-Печерского монастыря могут также иметь природное происхождение.
Предания о монашеской жизни в пещерах зафиксированы в монастырской летописи и развиты впоследствии в псково-печерском патерике. Некоторые подробности возможно были добавлены к этим преданиям уже в XX веке. По преданию, пещеры известны жителям с 1392 года. Эта дата, совпадающая с годом смерти Сергия Радонежского, условно была выбрана для указания преемственности духовной жизни в монастыре. В пещерах селились монахи, сбежавшие в псковскую землю от крымских татар. Из преданий известно имя одного из затворников, преподобного Марка, названного «начальным иноком». Если в ранних версиях предания указывается на легендарность его личности, то в поздних вариантах Марк является историческим персонажем. Согласно преданию, земли вокруг будущего монастыря достались Ивану Дементьеву, который по Божьему промыслу обнаружил пещеру, на которой была надпись «Богом зданные пещеры».
Согласно летописи монастыря в 1470 году в пещере начал жить священник Иоанн, до этого служивший в церкви в Юрьеве-Ливонском (ныне Тарту). В одной из пещер он создал церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В трудах ему оказывала помощь супруга Мария, принявшая постриг. После кончины супруги Иоанн принял постриг под именем Иона. Иван Деменьтьев передал инокам участок земли и вскоре вокруг храма выросла небольшая обитель. Пещеры стали для иноков кладбищем.
Находясь на границе с Ливонией, где правили немцы, обитель не раз подвергалась со стороны ливонцев разорению. Подъем жизни монастыря, зафиксированный не только в преданиях, но и в псковской летописи, начался с 1519 года, когда дьяк Мисюрь Мунехин и подьячий Ортюша Псковитин распознали стратегическое положение монастыря напротив ливонской крепости Нейгаузен. В 1523 году стараниями Мунехина монастырь укрепили деревянные стены. Пещерный храм был расширен, а на Святой горе поставлена церковь во имя Антония и Феодосия. Посвящение монастырского собора Успению Богородицы, а церкви — Антонию и Феодосию подчеркивало преемственность духовной жизни и значительность монастыря. Игумен Герасим ввел в монастыре общежительный устав Киево-Печерского типа, утвержденный благотворителем Мунехиным.
XVI — середина XX века
Расцвет обители связан с деятельностью игумена Корнилия. В 1541 году он поставил трапезную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, расширил Успенскую церковь, прокопал монастырские пещеры. Обитель при нем превратилась в крепость, вокруг монастыря выросли каменные стены (1558-1565 гг.) и построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца. В 1570 году Корнилий, согласно преданию был убит заподозрившим измену Иоанном Грозным. Согласно рукописи это случилось у монастырских ворот. Раскаявшись, царь отнес тело игумена в храм. С того времени путь от Никольского до Успенской храма называется «Кровавым путем».
Стены служили обороне монастыря до заключения Ништадтского мира в 1721 году. Монастырь выдержал осады Стефана Батория (1581 год), отрядов поляков Я. Ходкевича и А. Лисовского и войск шведского короля Густава II Адольфа (в 1611—1614 годах), армии Карла XII (в 1703 году).
В 1920 году город Печоры и Печорский уезд отошли Эстонии.
Храмы монастыря во время Второй мировой войны пострадали от обстрелов, подверглись разрушениям Братский корпус и Трапезная.
Псково-Печерский монастырь после оккупации продолжал оставаться в двойном подчинении: экзарху Прибалтики митрополиту Сергию и Таллинскому митрополиту Александру.
C августа 1941 по февраль 1944 года братия вместе с игуменом Павлом участвовали в Псковской православной миссии. Целью миссии было возрождение духовной жизни на оккупированных немцами территориях.
Согласно данным советского историка к. и. н. Р. Плаксина, насельники монастыря служили гитлеровцам, выдавая гестаповцам нелояльных советских граждан, и порой сами участвовали в расправах.
В мае 1943 года монастырь посетил А. Власов, получив и пастырское благословение, и всемерную поддержку. Духовенство монастыря обратились с воззванием к верующим, именем Бога призывая вступить добровольцами в РОА.
В монастырь приезжал монархист Яков Шаховской, который при помощи иноков создал профашистскую организацию «Молодые русские энтузиасты». В деревне Печки рядом с монастырем была создана разведшкола, в которой готовились шпионы и диверсанты для засылки в тыл Красной армии и партизанские отряды. В ночь на 1 апреля 1944 во время налета советской авиации от осколка бомбы погиб схиепископ Макарий.
После освобождения игумен Павел вошел в состав комиссии по расследованию преступлений оккупантов. Но затем последовал его арест по обвинению в сотрудничестве с оккупантами.
В 1945 году Печорский район вошел в состав Псковской области. Псково-Печерский монастырь был одним из двух действовавших на территории РСФСР в течение 40 лет.
Чтобы уверить население в существовании в СССР «свободы совести» Совет по делам Русской православной церкви летом 1946 года организовал посещение обители патриархом Алексием.
28 июля 1959 года наместником был назначен игумен Алипий, до 1975 года заботившийся о сохранении обители. Отец Алипий не дал закрыть монастырь в годы хрущевской антирелигиозной кампании, благодаря ему в 1973 году в монастырь были возвращены сокровища, вывезенные немцами из ризницы монастыря, произведен ремонт крепостных стен, монастырских построек и храмов.