Кирилло-Белозерский монастырь — это мужской монастырь, входящий в Вологодскую епархию, расположенный на берегах Сиверского озера в городской черте г. Кириллова Вологодской области, выросшего из слободы при монастыре.
В XV—XVII веках это был один из богатейших и крупнейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. В 1924 году он стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
Ранняя история монастыря
Монастырь возник на волне основания монастырей в XIV - начале XV веков иноками – последователями Сергия Радонежского. Монах Кирилл Белозерский в 1397 году на берегу Сиверского озера вырыл пещеру, с которой и начиналась история обители. Впоследствии спутник Кирилла Ферапонт Белозерский неподалеку основал Ферапонтов монастырь. Уставы белозерских монастырей отличались особенной строгостью.
Кириллов монастырь со временем оказался в центре сети монашеских обителей: Горицкий, Ферапонтов Воскресенский монастырь, Нило-Сорская пустынь и др. Эти малонаселенные территории недавно перешли под власть Московского государства, заинтересованного в их скором экономическом освоении. Московские князья поддерживали с белозерской обителью традиционные тесные связи; сохранились послания Кирилла детям Дмитрия Донского.
В 1447 году обитель посетил великий князь Василий, находившийся ранее в Вологде в ссылке. Кирилловский игумен Трифон освободил князя от крестного целования не высказывать претензии на московский престол. Великий князь впоследствии отблагодарил монастырь за услугу.
В условиях конкурентной борьба Москвы и Новгорода Кириллов монастырь стал как важным опорным пунктом при закреплении в Заволочье, так и крупнейшим экономическим центром: через монастырь пролегали торговые пути на север к Белому морю, здесь пересекались торговые потоки. До времени Петра I монастырь вел торговлю, особенно рыбой и солью.
Обитель стала одним из важных русских книжных центров. В конце XV века здесь сохранялись 210 рукописей. Сохранились шесть сборников за авторством белозерского монаха Ефросина, которому, среди прочего, принадлежит окончательная редакция поэмы «Задонщина». В 1601 году библиотека монастыря насчитывала 1065 печатных и рукописных книг, начиная с работ по естествознанию, переписанных еще преподобным Кириллом.
На рубеже XV и XVI веков в Кирилловом монастыре подвизался Нил Сорский, и обитель была одним из главных центров нестяжателей.
Первоначально Белозерские земли входили в Ростовскую епархию. Первой постройкой монастыря из камня был построенный в 1497 году ростовской артелью Успенский собор (сохранился до наших дней). В XVI веке поблизости от Большого Успенского монастыря возник малый Ивановский монастырь.
Многие из храмов были отстроены из камня в конце правления Василия III. Этот правитель в 1529 году приехал в Кириллов монастырь со своей супругой Еленой Глинской молить Господа о даровании наследника. Последовавшее затем рождение сына — будущего Ивана Грозного —современниками связывалось с заступничеством Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей жизни питал особое пристрастие к Кириллову монастырю, полагая себя обязанным ему собственным рождением. Принимая схиму перед смертью первый царь Руси, как и отец, стал пострижником Кириллова монастыря.
Монастырь разрастался, богател и, несмотря на пожар в 1557 году, стал наиболее крупным сосредоточием каменных зданий на севере Русского государства и крупнейшим землевладельцем после Троицкого монастыря. В владениях монастыря числилось только одних деревень 607. Кирилловские настоятели в церковной иерархии занимали значимое место и со временем, как правило, переходили на высокие архиерейские кафедры.
Купцы Леонтий Дмитриев и Живляковы передавали в монастырь деньги, причем размер их вкладов был равен тому, что делали Иван IV и самые богатые бояре.
Как и другие монастыри севера Кириллов был местом для заточения лиц из церковной и светской знати. Здесь в разное время пребывали опальные Вассиан Косой, бояре Иван Шуйский, Михаил Воротынский, Борис Морозов, Иван Мстиславский, великий князь Симеон Бекбулатович, патриарх Никон, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), старообрядец Феодосий Ворыпин.
Монастырь в XVI-XVIII веках и в Новое время
В 1600 году построена первая каменная ограда с восемью башнями. Внутри ограды стояли колокольня и девять каменных церквей. Кельи и другие некультовые постройки оставались деревянными. В 1604 году священник Софийского собора Вологды Анисим Самсонов написал для монастыря 20 образов преподобного Кирилла Белозерского и 20 образов Божией Матери.
В Смуту монастырь выдержал осаду и до 1616 года отбил несколько нападений войск польско-литовских интервентов. Во время штурма был убит полковник Песоцкий, командовавший осаждавшими.
В 1615 году монастырю были переданы солеварницы Неноксы.
Русское правительство после этих событий осознало фортификационное значение монастыря. В 1654-1680 годах были построены каменные стены обители, дошедшие до наших дней, и монастырь стал одной из самых могучих и больших крепостей в России.
Бывший патриарх Никон был сюда сослан в 1676 году после смерти Алексея Михайловича и прожил здесь последние 5 лет жизни. Он умер по дороге в Москву.
В 1722 году в монастырь приехал Петр I. К тому времени обитель владела 21 тысячей крестьян, живших на территории 16 уездов, однако с появлением балтийских портов и упадком торговли через Архангельский порт экономическое значение обители стало падать.
Постепенный закат продолжался и при других правителях. В 1764 году указ Екатерины II лишил обитель угодий и крестьян. Через 12 лет из слободы был создан город Кириллов, а в крепостной стене помещена уездная и городская тюрьма.
В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля монастыря Варсонофия, епископа Кирилловского.
30 августа 1960 года монастырский комплекс был поставлен под охрану государства в качестве объекта культурного наследия всесоюзного значения.