Прокуратура — это система государственных органов, осуществляющих высший надзор за соблюдением законов, прав, свобод человека, а также выполняющих иные определённые законодательством функции.
Дореволюционный период
12 января 1722 года в соответствии с Указом Петра I была создана Российская прокуратура. При создании органа Петром I перед ним ставилась задача «уничтожать или ослаблять зло, проистекающее из неправосудия, беспорядков в делах, взяточничества и беззакония».
Генерал-прокурором император назначил графа П.И. Ягужинского. При представлении его сенаторам, Пётр I сказал: «Вот око, коим я буду видеть». Мысль эта отразилась и в Указе от 27 апреля 1722. Указ устанавливал полномочия и обязанности Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству органами прокуратуры.
В 1802 году институт прокуратуры стал частью Министерства юстиции, а министр юстиции стал генерал-прокурором.
В 1864 году Судебная реформа установила «Основные начала судебных преобразований», которые в касающейся судоустройства части определили, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по трудности возлагаемых занятий, должны иметь товарищей», и обусловили отделение власти обвинительной от власти судебной.
Советский период
В ноябре 1917 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о суде № 1», упразднивший существовавшие ранее суды, институты прокурорского надзора, судебных следователей, частной и присяжной адвокатуры. Их функции на себя взяли революционные трибуналы и народные суды. Для ведения предварительного следствия создавались особые следственные комиссии.
В мае 1922 года ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре», учреждавшее в составе Народного комиссариата юстиции Государственную прокуратуру. На прокуратуру при этом возлагались функции:
- осуществление от имени государства надзора за законностью действий властных органов, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц путём возбуждения против виновных уголовного преследования и опротестования нарушающих законы постановлений;
- наблюдение за деятельностью органов дознания в сфере раскрытия преступлений, за деятельностью органов политического управления;
- поддержание в суде обвинения;
- наблюдение за содержанием под стражей заключенных.
Впервые полномочия по возбуждению уголовного преследования на прокуратуру возложил Уголовно-процессуальный кодекс, вступивший в силу 1 июля 1922 года.
В ноябре 1923 года учреждена Прокуратура Верховного суда, получившая совещательный голос в заседаниях высших органов власти и право законодательной инициативы, право приостанавливать действие решений коллегий Верховного суда.
В июне 1933 года принято решение о создании прокуратуры СССР, на которую в том числе возлагались дополнительные функции:
- надзор за соответствием распоряжений и постановлений отдельных ведомств Союза и союзных республик и местных органов власти Конституции СССР и постановлениям правительства;
- наблюдение за единообразным и правильным применением законов судебными учреждениями с правом истребования любых дел в любой стадии производства, опротестования решений судов в вышестоящие инстанции и приостановления исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судебных инстанциях;
- надзор за правильностью и законностью действий исправительно-трудовых учреждений, милиции, ОГПУ, уголовного розыска;
- руководство деятельностью прокуратур союзных республик.
Положение о прокуратуре, принятое ЦИК и СНК 17 декабря 1933 года, определяло правовой статус прокуратуры СССР как государственного органа и упраздняло прокуратуру при Верховном суде. Образовывались транспортная и военная прокуратуры.
В 1920-х годах при судах, военных трибуналах, наркоматах юстиции создавались следственные отделы, а в 1928 году следственный аппарат передан прокуратуре РСФСР.
Конституция 1936 года установила, что на прокурора СССР возлагается высший надзор за исполнением законов должностными лицами, государственными органами и гражданами. Положение о прокурорском надзоре возложило аналогичные функции на генерального прокурора.
В соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа военных и территориальных органов прокуратуры была перестроена на военный лад. В сентябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета работникам прокуратур установлены классные чины с выдачей обмундирования. Одновременно вводилась сравнительная градация чинов прокуроров и следователей.
В ноябре 1979 года принят закон о прокуратуре СССР, заменивший положения о прокурорском надзоре. Конституция наряду с надзором за соблюдением законов закрепила за прокуратурой следующие полномочия:
- борьба с нарушениями законодательства об охране социалистической собственности;
- борьба с преступностью и иными правонарушениями;
- расследование преступлений в соответствии с законом;
- координация работа правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями;
- участие в деятельности по совершенствованию законодательства.
Статья 9 закона о прокуратуре закрепила за генеральным прокурором право законодательной инициативы и ответственность перед Верховным Советом.
Прокуратура на современном этапе
В январе 1992 года принят закон «О прокуратуре РФ». В принятом законе упразднялся надзор за исполнением законов, устанавливался запрет на вмешательство органов прокуратуры в хозяйственную деятельность, закреплялся надзор за соблюдением прав и свобод.
В дальнейшем в Конституции РФ, принятой в 1993 году, в статье 129 закреплялся принцип единства и централизации органов прокуратуры. Согласно конституции, прокуратура является самостоятельным государственным органом, не относящимся ни к одной из ветвей власти. Однако статья о прокуратуре размещена в главе 7 Конституции «О судебной системе» (с 2014 года именуется «Судебная власть и прокуратура»).
Начиная с 2011 года, прокуратура не ведет предварительное расследование по уголовным делам и не имеет в штате следователей.