Казачество в России — это специфическая этно-социальная общность, сформировавшаяся в рамках служилого состояния на территории современных России, Польши, Украины, Чехии, Хорватии, Австрии и Казахстана.
В России под казачеством понимается казачество, появившееся на Урале, Дону и в Нижнем Поволжье.
Также к казачеству относится понятие кубанские казаки, официально появившееся в 1796 году для обозначения переселенных на Кубань Екатериной Второй запорожских казаков.
История возникновения
Первое упоминание в источниках о «казаках» относится к XVI веку, в грамоте ногайского князя Юсуфа Ивану Грозному. В датированной 1550 годом грамоте князь пишет:
«Холопи твои, нехто Сарызман словет, на Дону в трех и в четырех местах города поделали, да наших людей и послов наших, которые ходят к тебе, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, шли назад, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут —пришел и взял их».
Историки, опираясь на источники, не могут прийти к единой точке зрения о происхождении казаков. Можно достоверно лишь утверждать, что казачество возникло в зоне контактов разных этносов. Сам этноним «казак» имеет тюркское происхождение.
Северские казаки
Севрюки — это потомки северян из Северской земли, которые с конца XVI века в Московском государстве считались служивым сословием.
Они проживали на территории России и Украины, в бассейнах рек Ворсклы, Сейма, Десны, Быстрой Сосны, Сулы, Оскола и Северского Донца.
Упоминаются в источниках с конца XV до XVII века.
В XV—XVII веках севрюки были военизированным пограничным населением, охранявшим границы Польско-Литовского и Московского государств. Они во многом были похожи на ранних донских, запорожских и других казаков, обладали общинной военной организацией и некоторой автономией.
Как служилый люд (казаки), севрюки упоминаются в начале XVII века, в эпоху Смуты, когда поддержали движение Болотникова, так, что эта война часто называлась «севрюковской». Власти отвечали карательными экспедициями, вплоть до разгрома волостей. После окончания смуты севрюкские Севск, Рыльск, Курск и Путивль подверглись заселению из Центральной России.
После Деулинского перемирия, разделившего Северскую землю между Русским царством и Речью Посполитой, севрюки исчезли с исторической арены. Запад Северской земли подвергся украинской экспансии, северо-восток заселялся служилыми и крепостными из Русского царства. Большая часть севрюков перешла в крестьянское положение, некоторые влились в запорожское казачество. Некоторые переселились на Дон.
Донские казаки
Донские казаки — это самое многочисленное казачье войско Российской империи, которое размещалось на территории, называющейся Область Войска Донского, занимавшей часть Луганской и Донецкой областей Украины, Ростовской, Воронежской, Волгоградской областей России.
Название связано с рекой Дон. До 1708 года донское казачество представляло собой организованную структуру, абсолютно независимую от окружающих государств. После Булавинского восстания, подавленного Петром Первым в 1708 году, территория донских казаков официально вошла в состав Российской империи. Не просто складывались отношения донцев с Русским государством. Не последнюю роль играл религиозный вопрос. Официально донские казаки были православными, но даже к 1903 году минимум 150 тысяч прихожан Донской епархии принадлежали к старообрядцам, а 30 000 казаков-калмыков станиц Сальского округа исповедовали буддизм. Впрочем, казаки сохранили в новом статусе некоторые привилегии, отстаивая их перед властями, примером чего служит Есауловский бунт 1792−1794 годов.
Яицкие казаки
Первое упоминание о пребывании казаков на Яике относится к 1584 году, когда донские казаки под предводительством атаманов Матвея Мещеряка и Барабоши обосновались на берегах Урал, где кочевала тогда Ногайская орда. В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина А. С. собраны предания яицких казаков о появлении на Яике: казаки на Яике появились с Дона под руководством атамана Гугни. Вначале они отбивали женщин у окружавшей их Ногайской орды, а при выступлении в поход убивали детей, а женщин бросали, дабы не привязываться к земле. Однако сам атаман Гугня нарушил запрет и пощадил женщину, в результате остальные казаки последовали примеру. До XIX века казачки в память о Гугнихе ставили свечки.
Основными занятиями казаков были добыча соли, рыболовство, охота и набеги за «ясырем» и добычей на окружавшие их народы. Набеги могли быть как успешными, так и неудачными. Упоминаются походы двух атаманов, Нечая и Шамая. Набрав вольницу, первый отправился в Хиву, питая надежды на богатую добычу. Ему благоприятствовала удача. Совершив трудный и долгий путь, казаки добрались до Хивы. Хан находился на войне. Нечай без препятствия овладел городом, однако зажился и поздно начал обратный поход. Обремененных добычей казаков настиг возвратившийся хан и на берегу Сырдарьи разбил. На Яик возвратилось не более трех с вестями о гибели храброго Нечая. Спустя несколько лет атаман Шамай пустился по его следам, но попал в плен калмыкам, а его казаки отправились далее. Они сбились с пути, не попали в Хиву и вышли к Аральскому морю, на котором и зимовали. Там их постиг голод. Несчастные убивали и ели друг друга. Погибла большая часть. Остальных послали к хивинскому хану просить, чтоб он спас их от голодной смерти. Хивинцы приехали, забрали всех и отвели в свой город рабами, где они все пропали. Шамай через несколько лет был привезен калмыками в яицкое войско для размена.
С тех пор охота к дальним походам у казаков охладела. Они привыкли к семейной и гражданственной жизни. В 1714—1717 годах яицкие казаки отправились в совместный с регулярной армией поход в Хиву князя Бековича-Черкасского. Яицкие казаки составили 1500 человек из четырёхтысячного отряда, который отправился из Гурьева к Амударье вдоль восточного берега Каспийского моря. Поход сложился неудачно. Более четверти отряда погибли из-за жары, болезней и жажды, остальные погибли в боях или были пленены и казнены, включая начальника экспедиции. К яикским берегам вернулись около сорока человек. После поражения генерал-губернатор Астрахани Татищев решил вывести с Яика воинские гарнизоны. Однако казаки убедили царское правительство оставить Яик под контролем, обещая обустроить границу за свой счёт. Вдоль Яика гачалось строительство крепостей. К этому времени относится начало пограничной службы яицкого войска. После подавления восстания Пугачева в котором яицкие казаки приняли активное участие Екатерина II издала указ о предании забвению Яицкого войска, которое переименовывалось в Уральское казачье войско, а река Яик была названа Уралом. Уральское войско утратило остатки автономии. Во время Гражданской войны 1917—1921 годов уральские казаки поддержали Белое движение, и в результате войско было упразднено Советской властью. Большинство казаков были ликвидированы или оказались в числе беженцев.
Дальневосточное казачество
Казаки были первопроходцами Дальнего Востока, не только раздвинув пределы Русского государства на Востоке, но и сформировав самобытные традиции. Можно выделить нескольких групп казаков:
- Амурские;
- Забайкальские;
- Уссурийские;
- Камчатские;
- Якутские.