Якуты — это тюркский коренной народ Якутии.
Этногенез
Распространенная гипотеза говорит, что предками якутов является племя курыканов, которое имело хуннское происхождение и жило в Забайкалье до XIV века. В район озера Байкал курыканы пришли из Красноярско-Минусинского региона.
Большинство ученых считает, что якуты к XV веку несколькими волнами мигрировали из области Байкала в бассейн Лены, Вилюя и Алдана, где они ассимилировали или вытеснили эвенков и юкагиров.
Традиционно якуты занимались скотоводством, получив опыт разведения в условиях резко континентального климата крупного рогатого (якутская корова) и копытного скота (якутская лошадь), охотой, рыбной ловлей, развивали кузнечное дело и торговлю.
Согласно легендам, предки народа сплавлялись по Лене на плотах со скотом и домашним скарбом, пока не обнаружили пригодную для разведения крупного рогатого скота долину Туймаада. На этом месте сейчас находится Якутск. Согласно легендам прародителей якутов возглавляли Омогой Баай и Эллэй Боотур.
По этнографическим и археологическим данным, народ якутов сформировался в результате поглощения тюркоязычными переселенцами племен, живших в среднем течении Лены. Предполагается, что последняя волна южных предков на Среднюю Лену проникла в XIV—XV веках. Якуты принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы. Они характеризуются сильным проявлением монголоидного комплекса, оформление которого завершилось в середине II тысячелетия н. э.
Предполагается, что отдельные группы якутов, такие как, оленеводы северо-запада, возникли недавно в результате смешения с якутами групп эвенков. Во время переселения в Восточную Сибирь якуты освоили бассейны рек Оленька, Анабара, Индигирки, Яны и Колымы. Якуты модифицировали тунгусское оленеводство, сформировали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.
Сосуществование якутов с соседними народами не всегда имело мирный характер: легендарный тойон XVI века Баджей был убит восставшими эвенками. Его внук тойон Тыгын в 1620-х годах пытался объединить якутские племена, но был вынужден подчиниться русским.
Некоторые историки полагают, что деятельность Тыгына Дархана была связана с переходом племен якутов к раннеклассовому обществу и возникшими предпосылками к формированию протогосударства. Другие ученые обращают внимание на жесткие методы его политики, которые не склоняли другие роды к подчинению, а напротив — отталкивали некоторых сподвижников и способствовали децентрализации.
Включение якутских племен в состав Русского государства в 1630-е годы форсировало их социально-экономическое и культурное развитие. До XIX века главным занятием было скотоводство, во второй половине XIX века значительная часть якутов стала заниматься земледелием; подсобную роль играли охота и рыболовство. Основным типом жилищ был бревенчатый балаган, а летом — разборная ураса. Одежду шили из меха и шкур. В XVIII веке большую часть якутов русские православные миссионеры обратили в христианство, однако сохранились и традиционные верования.
Под влиянием русских у якутов распространялась христианская ономастика, почти вытеснившая дохристианские имена.
Этнические связи с тюрко-монгольскими народами
Согласно В. Харькову, этногенез якутов завершился к началу XVI века на берегах Средней Лены в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами автохтонных племен. Вероятно, переселенцы имели смешанное тюркско-монгольское происхождение.
По мнению А. Алексеева формирование якутского народа стало результатом взаимодействия разнородных этнических групп: палеоазиатских и пришлых тюрко-монгольских и тунгусских групп.
В историографии происхождения якутов есть разные версии, возводящие корни саха к разным тюрко-монгольским народам. Н. Козьмин считается основателем гипотезы о курыканском происхождении якутов: предки якутов до начала XIV века жили около Байкала, а после пришедшие с востока из-за Байкала буряты вытеснили их на север.
Г. Ксенофонтов считал, что сначала шло переселение на Вилюй уранхайцев, являющихся потомками отуреченных тунгусских племен и гуннов с примесью тюрок и монголов. Затем на Вилюй переселились в VIII веке скотоводы «гулигань». «Саха» уйгурского происхождения в IX—XII веках переселились на Лену из Прибайкалья.
Н. Щукин, Н. Остолопов, Н. Костров, И. Майдель, П. Кларк, Н. Аристов считали предками саха этническую группу хакасов – сагайцев. Эта гипотеза основана на сходстве этнонимов саха и сагай.
В. Радлов основал версию, относящую саха к подвергшимся тюркизации монголоязычным народам. По В. Радлову, самоназвание «саха-ураанхай» можно считать «пограничные уранхай». В. Трощанский предков саха выводил от лесных урянхайцев, упомянутых в источниках XIII века среди «лесных народов». Г. Ксенофонтов якутских ураанхайцев связывал с территорией Маньчжурии.
Н. Остолопов разделил этнический состав саха на три поколения, по именам легендарных прародителей — Омогоя (батулинское), Эллэя (кангаласское) и Хоро (бурятское). Исследователи этнографии якутов XVII века обратили внимание на близость саха с бурятами, которые, по их мнению, составляли один народ. Н. Витсен говорил о сходстве якутского и бурятского языков.
В составе якутов есть хоролоры, которых отождествляют с бурятскими хоринцами. Н. Остолопов утверждал о прибытии хоринцев из-за Байкала, затем участвовавших в этногенезе саха. В материалах экспедиции И. Биллингса есть сведения, что бурят-хоринцы присоединились к племени Омогоя. Б. Зориктуев высказался против выведения представителей родов хоро от хори.
П. Ойунский развил гипотезу о связи саха с племенем сахаэт (сакаит). Возможно, самоназвание якутов «саха» восходит к имени «сакаит». B. Николаев отождествлял предков саха с туматами.
А. Окладников сделал вывод, что булагаты и саха некогда составляли единое племя, затем разделившееся на две половины. Археолог приводит лингвистические и антропологические материалы, согласно которым предки саха проживая в Прибайкалье вместе с бурятами, испытывали взаимовлияние. Он указывает на преобладание в якутских терминах монгольских слов оседлого скотоводства и слов тюркского происхождения в общественно-политической и социальной сферах жизни саха.