Орочи — это народ тунгусо-маньчжурского происхождения, проживающий на Дальнем Востоке.
Численность и расселение орочей
Численность народа составляет 1 тысячу человек, из них в России проживают 686 человек согласно данным переписи 2002 года, а на Украине — 288 человек.
Орочи живут преимущественно в Хабаровском крае (426 человек в 2002 году, 441 человек в 2010 году), преимущественно в низовьях притоков реки Тумнин (Ванинский район), и по притоку Амура, реке Хунгари, по самому Амуру, в Ульчском районе у озера Кизи.
Наибольшее количество представителей народа орочей в 2002 году жили в селе Датта.
Интересная ситуация зафиксирована в ходе переписи населения на Украине. Согласно собранным данным, на территории Украины проживали 288 орочей, из которых родным языком орочский назвали только 5 из них, 52 человека родным считали украинский, 174 человека — русский. При этом в УССР по переписи населения 1989 года насчитывалось 19 орочей.
Язык орочей
Орочи говорят на орочском языке, который входит в тунгусо-маньчжурскую группу алтайской семьи. В языке выделяются диалекты хадинский, тумнинский, хунгарийский. В 1989 году его считали родным 17,8 %, а русский язык родным назвали 82,2 %.
В 2002 году по переписи населения в Хабаровском крае из 426 орочей орочским языком владеют 4,2 % (18 человек), а русским — 99,8 % (425 человек). Письменность была создана в начале 2000-х годов.
Из 288 орочей, живущих на Украине назвали родным орочский язык 5 человек. (1,7 %), русский — 174 человека. (60,4 %), украинский — 52 человека (18,1 %).
История орочей
Нет определенности в вопросе о самоназвании. Издавна ульчи и нанайцы, а с XIX века и русские, именовали орочами коренное амурское население. В 1930-е годы этот этноним был официально внесен в паспорта. Позднее выявлено бытовавшее у орочей самоназвание нани, означавшие «здешние жители», как у ульчей и нанайцев, но по их же утверждению этноним «принесли» соплеменники с Амура, долгое время жившие среди аборигенов.
Орочи формировались на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от реки Ботчи на юге до залива Де-Кастри на севере. В длительном процессе участвовали элементы различного происхождения, как местного (айнские, нивхские и другие), так и эвенкийского. В результате сложились территориальные группы: амурская, тумнинская, хунгарийская, приморская, коппинская (хадинская).
Занятия и обычаи
Основными традиционными занятиями орочей являются охота на лосей, медведей, кабаргу, пушных зверей), а также рыболовство. Оружием для охоты прежде служили копье, лук со стрелами, использовались петли, ловушки, самострелы. Капканы и огнестрельное оружие появились в XIX веке. Рыбачили орочи круглогодично, летом — в больших дощатых лодках и маленьких долбленках по рекам, а для добычи сивуча и нерпы выходили в Татарский пролив. Морского зверя били из ружья, гарпунами, на льдинах и на берегу — колотушками, рыбу (горбуша, кета, таймень) ловили неводом, сетями, били острогой, устраивали ловушки.
Основой традиционного пищевого обеспечения орочей было сочетание рыболовства, собирательства, охоты, сезонного зверобойного морского промысла. Для добычи пушнины орочи охотились на соболя и белку. На охоте для привлечения зверей и птиц охотниками широко использовалась звукоимитация – с помощью конусной деревянной трубы они воспроизводили рев лося, а голосу кабарги подражали, продувая воздушную струю между берестяными створками. Летом транспортным средством им служили большие и маленькие, долбленые и дощатые, лодки, зимой — подшитые камусом лыжи и лыжи-голицы. У орочей развито собаководство. Собаки использовались для перевозки ездовых и грузовых нарт, на которых погонщики сидели верхом, с короткими лыжами на ногах.
В конце XIX века орочи жили по берегам рек в небольших стойбищах. Зимние поселения были постоянными, а местоположение летних зависело от конкретных условий (количества рыбы, уровня воды). Зимнее жилище орочей конца XIX века — срубная полуземлянка, летнее жилище — корьевой домик с двускатной крышей. Промысловым жилищем был чум, двускатный шалаш.
Основной общественной единицей орочей была семья. Преимущественно семьи были малые. Иногда полигамные семьи возникали вследствие обычая, согласно которому вдовы должны были выйти за родственника покойного мужа, даже если он уже имел жену. Распространенной брачной формой был обмен сестрами. Традиционно родовое деление имело значение только при регулировании брачных отношений. Как правило, в селениях жили семьи разных родов. Они объединялись в соседские территориальные союзы (доха).
В XIX столетии орочи были крещены и начали использовать русские имена. Раньше они верили, что мир населяют духи. Перед рыбалкой или охотой они обязательно молились духам-хозяевам местности. Орочи почитали тигра и медведя, видя в них прародителей орочских родов и помощников верховного божества. Также особое отношение было к касатке. Орочи верили, что животное имеет власть над морскими зверями и рыбами. У ульчей и орочей было развито представление о человекоподобных лесных существах — кальдяу (кадзяму), которые живут на сопках, в тайге. Считали, что эти существа обладали огромным ростом, трехпалыми руками и клинообразной головой, их тела были покрыты шерстью. Орочские шаманы лечили больных, отправляли души в загробный мир. При лечении использовались ритуальные деревянные фигуры разных духов.
Согласно данным этнографических исследований, орочи в древности практиковали обряд воздушного погребения.
Год у орочей был разделен на месяцы, которые соответствовали природным фенологическим явлениям и промысловым занятиям:
- «месяц прилета орла» — гуси биани;
- «месяц ворона» — туа;
- «месяц, когда течет с крыш» — зонка;
- «месяц цветов» — илакта биани;
- «жаркий месяц» — нада биани;
- «первый период охоты с петлями» — омо хукканку ини;
- «последний месяц охоты с петлями» — амукин хукканкини;
- «месяц плеча» —мийэ;
- «новый месяц» — ичэ.