Нанайцы — это малочисленный коренной народ Дальнего Востока, который проживает по берегам Амура, Уссури и Сунгари.
Этноним и антропологический тип нанайцев
Слово «нанай» обычно растолковывается как человек земли («на» — земля, «най» — человек). Нанайцы в прошлом упоминались в литературе на русском языке как гольды. В Китае они известны как хэчжэ. Самоназвание «низовых» (по течению Амура ниже Найхина) нанайцев — «нани» — также является самоназванием ульчей. Нанайцы, живущие выше Найхина по течению Амура, называют себя «хэдзэ(ни)», что переводится как «живущие ниже по течению» (по отношению к нанайцам, живущим в Китае, и маньчжурам) и составляет парадокс, так как для остальных нанайцев это как раз «верховые».
Нанайцы относятся к байкальскому антропологическому типу с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента.
История нанайцев
История этносов Приамурья имеет археологические доказательства проживания здесь племен со времени неолита.
В России первая информация о расселении народов бассейна Амура появилась во времена походов землепроходцев (Хабарова и других) в середине XVII века. По мнению Б. Полевого, дючеры, жившие по Амуру в районе устья Уссури и в низовьях Сунгари, были нанайцами. Однако общепринятым остается высказанное в XIX веке мнение, что дючеры были близкими родственниками или потомками чжурчжэней, а нанайцы землепроходцам были известны как «натки» и «ачаны», и распространились в районы, заселенные землепашцами-дючерами, только после переселения дючеров властями Китая в Маньчжурию во второй половине 1650-х годов.
В 1860 году территория проживания нанайцев была разделена между Россией и Китаем условиями Пекинского договора, которые определили границы стран по рекам Уссури и Амур. «Китайские» поселения занимали правый берег Амура в провинции Хэйлунцзян, левобережье Уссури в городском округе Шуаньяшань. Оставшиеся в России в основном проживают в Нанайском р-не Хабаровского края. Деревушки распространились по берегам Амура и притоков, а также расположились на восточном берегу Уссури. Численность нанайцев в РФ в 1990 годах составляла – 12 тысяч человек, а в Китае – 4600 человек.
Язык нанайцев
Язык нанайцев богат диалектами и наречиями и входит в группу тунгусо-маньчжурских языков, относящихся к алтайским языковым семействам. Китайские нанайцы не знают письменность, а используют пиньинь в виде транскрипции. В России язык существует в письменном виде с алфавитом на кириллической основе, который не отличается от русского. В нанайском языке есть 3 диалекта (кур-умийский, горинский и бикинский) и наречия.
Жилище нанайцев
Нанайцы ведут оседлый образ жизни, обычно их поселения состоят из пяти жилищ. Если в поселении 10-15 домов, то оно считается крупным – таких совсем немного. Первым видом жилища нанайцев были землянки и полуземлянки (хорбу и серома), они располагались на обрывах и откосах берегов. Дома у нани двух видов: зимние и летние.
Для зимнего дома основой являлся бревенчатый деревянный каркас, обмазанный смесью глины и соломы или шерсти, крыша перекрывалась сухой травой, а пол устилался глиной. Такие жилища отапливались печами – нарами, позже избы стали строить из срубов. Рядом с домом делались пристройки, лабазы и сараи, в которых хранились вещи. Летние жилища располагались ближе к реке или лесу. Облегченные дома состояли из крытого сеном или берестяными полотнами тонкого каркаса.
Религия нанайцев
Религиозные традиции нанайцев основывались на шаманизме. Мир духов нанайцы разделяли на:
- нижний – подземный;
- средний – водный и земной;
- верхний – небесный.
Шаман был посредником между людским и духовным миром. Это был своего рода колдун или знахарь. Он исцелял больных, предсказывал будущее и провожал в мир иной души ушедших. Без шамана не проходили и разные обряды. Наиболее важными считались: промысел, свадьба, рождение ребенка, обряды погребения и поминания.
У шаманов нанайцы исполняли разные «социальные роли»:
- нигмантей проводил поминальные обряды;
- саман сиуринку исцелял;
- касса провожал души в мир иной.
Если совершать поминания или лечить могут шаманы обоих полов, то провожать души - исключительная прерогатива шаманов-мужчин. Уже к XX веку народ нанайцев обратился в православную веру, но продолжал сохранять многие прежние традиции и обряды.
Культура и традиции нанайцев
У народа нани не было письменности, ее заменяли сказания, песни и рассказы. Самым известным жанром являются сказки. Их рассказывают специальные люди. Основная цель сказаний – научить щедрости и добру. Все истории заканчивались хорошо, добро побеждало зло. Проповедовались законы добра, которые требовали:
- помощь бедному;
- дать приют бездомному у очага;
- соблюдать обычаи;
- делиться едой.
Нарушители устоев считались носителями зла. Важным аспектом жизни была песня.
Напевы разного рода использовались в традиционных обрядах:
- перед свадьбой невеста пела песни о сватовстве и любви;
- родственники в песнях оплакивали ушедших предков.
Такие произведения нельзя было напевать в другое время. Шаманы использовали звон бубенцов, удары бубнов и пение во время молитв и проведения обрядов. Большое значение имели амулеты. Они защищали от напастей и злых духов. Их носили все, особенно дети и беременные. В каждой семье был свой покровитель дома – «диулин». Считалось, что он оберегает дом от напастей и дает здоровье членам семейства.
По сей день соблюдаются свадебные обряды и традиции нанайцев. Родители выбирали жениха и невесту, заключали брачный договор. Жених платил за молодую выкуп в виде драгоценностей, тканей или денег. Были пары с разницей в возрасте до 25 лет, причем старше мог быть как муж, так и жена. Согласно одной из традиций, семья мужа забирала девочку в детстве и воспитывала по своим обычаям до половозрелого возраста.
Согласие на брак давала мать, но не сразу. Во время торжеств проводились жертвоприношения и обряды, чтобы у молодых были достаток и благополучие. Приветствовалось многоженство. Жена могла уйти к мужу после свадьбы или еще 3 года жить с родителями. Праздником считалось рождение детей.