Манси — это малочисленный финно-угорский народ, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Манси используют мансийский язык, но вследствие ассимиляции 60 % используют русский язык.
Эндоэтноним манси означает «человек» и восходит к mańćɜ - «мужчина, человек».
До 1930-х годов по-русски манси назывались термином вогулы, восходящим к хант. uoɣaĺ.
Происхождение и история манси
Ученые считают, что этнос манси сложился в результате слияния племен неолитической уральской культуры и двигавшихся с юга угорских племен, пришедших из степей и лесостепей Западной Сибири. Культурная двухкомпонентность (сочетание культур степных кочевников-скотоводов и таежных охотников) сохраняется до сих пор.
Первоначально манси населяли Урал и его западные склоны, но в XI—XIV веках русские и коми вытеснили их в Зауралье. Ранние контакты с русскими относятся к XI веку.
Пелымское княжество — это объединение мансийских племен, существовавшее в XV-XVI веках с центром в Пелымском городище.
Территория княжества располагалась в бассейнах рек Пелым, Лозьва, Сосьва и включала племенные объединения по Конде и Табарское княжество на Тавде.
Пелымское княжество возглавлялось родовой аристократией.
Начиная с конца XVI московские власти охотно принимали на службу сибирских мурз и князей, но пелымский князь Аблегирим такое предложение не получил из-за двух набегов на Пермь. По сведениям Погодинской летописи, посланные в Пелым воеводы имели указание, заманит князя, затем «князя и сына большего казнить, а с ним человек 5-6», а в живых оставить «меньшого сына». Под 1583 годом летопись рассказывает: «Того же лета пришел князь Федор Горчаков и поимал пелымского князя Аплыгарима».
В XV веке князь Асыка совершал набеги на Великопермское и Вымское княжества, но в 1483 году был разбит устюжанско-пермским войском под командованием воевод Ф. Курбского-Черного и И. Салтыка-Травина вблизи Пелымского городка. В конце XVI века усилилась русская колонизация, и к концу XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси вытеснялись на восток и север, а в XVIII веке были обращены в православие и после обращения частично ассимилированы. На этническое формирование повлияли разные народы.
В Чаньвенской пещере, расположенной в Пермском крае вблизи поселка Всеволодо-Вильва, обнаружены следы вогульского пребывания. По мнению историков-краеведов, пещера была капищем манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере найдены медвежьи черепа со следами ударов копий и каменных топоров, черепки керамических сосудов, железные и костяные наконечники стрел, бляшки пермского звериного стиля из бронзы с изображением человека-лося, стоящего на ящере, бронзовые и серебряные украшения.
Культура и традиции манси
У манси сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, медведя, предков. У манси развиты фольклор и мифология.
Манси делятся на экзогамные фратрии: Мось и Пор, различающиеся происхождением и обычаями. Браки заключались исключительно между представителями разных фратрий: мужчины Пор женились на женщинах Мось и наоборот. Фратрия Пор представляла потомков аборигенов-уральцев, а фратрия Мось — потомков угров. Предком фратрии Мось считается женщина Калтащ, а фратрии Пор – медведь.
Судя по археологическим находкам манси участвовали в боевых действиях, знали тактику ведения боя. У них выделялись сословия князей, богатырей, дружинников. Это нашло отражение в фольклоре.
Основное место в народном искусстве принадлежит орнаменту. Его мотивы сходны с мотивами хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде ромбов или оленьих рогов, волнистые линии, меандр, зигзагообразные линии. Среди бронзового литья попадаются изображения орла, животных, медведя.
Быт манси
Традиционные занятия манси — рыболовство, охота, земледелие, оленеводство, скотоводство. Рыболовство распространено на Северной Сосьве и на Оби. В верховьях Ляпины, Лозьвы, Северной Сосьвы — заимствованное у хантов оленеводство. Земледелие манси заимствовали у русских в XVI-XVII веках. К развитым сферам животноводства у манси относятся разведение лошадей, мелкого и крупного рогатого скота. Развито птицеводство. Из промысловых рыб манси ловили язя, хариуса, плотву, щуку, карася, налима, стерлядь, осетра, муксуна, нельму, пыжьяна, щокура, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь.
Орудиями ловли рыбы служили сети и остроги. Манси ловили рыбу, перегораживая запрудами ручьи.
Большое значение в мансийском быту имел сибирский кедр, с которого собирали кедровые орехи. Из плетеного кедрового корня изготовлялись предметы быта — ящики, коробки, посуда, корзины. Были распространены изделия из бересты — туеса, коробки, деревянная посуда, корыта, ложки, ковши, простейшая мебель. Использовались гончарные изделия. В районе Приобья археологи обнаружили большое количество наконечников копий и стрел, топоры, шлемы, мечи, бронзовое литье. Манси были известны и доспехи. Они достигли определенных успехов в обработке железа, но наибольшего мастерства все же добились в обработке дерева.
В местах обитания манси обнаружены серебряные блюда византийского и иранского происхождения.
Уже в древности для передвижения манси использовали лыжи, нарты, лодки-долбленки. Из оружия им были известны рогатины, луки и стрелы, клинки различного типа. Для охоты использовались ловушки и самострелы.
Поселения постоянные и сезонные (летние, весенние, осенние) стояли в промысловых местах. Поселок населяли несколько малых или больших родственных семей. Традиционное зимнее жилище — прямоугольные срубные дома с земляной крышей; у южных групп использовались избы русского типа. Летнее жилище — берестяные конические чумы или четырехугольные каркасные постройки из крытых берестой жердей. У оленеводов использовали крытые шкурами чумы. Жилище освещалось и отапливалось чувалом — открытым очагом из обмазанных глиной жердей. Хлеб пекли в печах.
Женская одежда состояла из платья, суконного или сатинового распашного халата, двойной оленьей шубы (сах, ягушка), платка и количества украшений (бисерные бусы, кольца).
Мужчины носили рубаху и штаны, глухую одежду с суконным капюшоном, оленеводы — оленью шкуру (гусь, малица) или суконную одежду с незашитыми боками (лузан).
В пищу использовались мясо (сушеное, вяленое, мороженое, жареное) и рыба, ягоды. Считалось, что грибы вызывают злых духов.
За годы советской власти быт манси изменился; сейчас 45 % из них живет в городах.