Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. Помимо этого, потомки лезгинов-мухаджиров компактно проживают в нескольких деревнях в Турции.
Антропология народа
Израильский историк Цви Касдай считает, что лезгины являются потомками колена Израиля, котороe пленил царь Ассирии Санхерив.
К. Курдов в начале XX века высказал мнение, что лезгины подверглись метисации представителями семитического семейства, в основном горских евреев». Б. Миллер в работе «Таты, их расселение и говоры» писал в 1928 году: «Жители с. Ахты до сих пор как и 40 лет назад, сохраняют воспоминание, что их предки были «евреями».
Еще в XIX веке французский антрополог Жан-Луи-Арман Катрфаж полагал, что у лезгинов еврейские корни.
Лезгины относятся к европеоидной расе (кавкасионский тип с примесью каспийского подтипа).
Для лезгин характерны удлиненность лица, выраженная пигментация, развитый третичный волосяной покров. Они обладают высоким ростом. Цвет их волос преимущественно черный (53,49 %) или темно-русый (30,23 %), реже – светло-русый (16,28 %).
История народа
Согласно историческим источникам с начала XIII века, область, населенная народами лезгинской группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна как Лезгистан. В источниках правителей гор именовали «эмирами Лезгистана».
В XVI-XVII веках персидские шахи и османские султаны неоднократно пытались подчинить лезгин, стремясь использовать воинственные племена в борьбе против христианской Грузии.
В XVIII веке в Восточном Закавказье начались антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана. Под предводительством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) восставшие захватили территорию Ширвана.
В первой половине XVIII столетия на Персия некоторое время сумела восстановить власть в Восточном Закавказье. Со смертью Надиршаха созданное им государство распадается на мелкие ханства. В XVI—XVII веках возникают союзы сельских общин, «вольные общества» (Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара, Курах-дере, Тагирджал). Лезгины-кубинцы были в составе Кубинского ханства; кюринские лезгины входили в Курахский союз, позже — Кюринское ханствл; лезгины-самурцы образовывали «самурские вольные общества» Докуз-пара, Ахты-пара и Алты-пара. Часть закавказских лезгин входили в состав Шекинского ханства. Лезгины-кюринцы в 1812 году вошли в состав Кюринского ханства, образованного под российским протекторатом в Южном Дагестане, и в 1864 году преобразованного в Кюринский округ. В 1839 году лезгины-самурцы вошли в состав Самурского округа. Часть лезгин-кубинцев входили в Кубинский уезд Бакинской губернии.
В 1930 году шейх Магомед Эфенди Штульский организовал против советской власти восстание, которое спустя несколько месяцев было подавлено. В течение XX века предпринимались попытки создания независимой либо автономной республики Лезгистан.
В 2012 году лезгины вошли в UNPO, а с 2014 года состоит в Федералистском Союзе Европейских Национальных Меньшинств.
Культура и быт
Центральное место в песенном фольклоре лезгин занимают лирические песни танцевального характера, имеющие яркие инструментальные разделы. Народное искусство представлено танцами, среди которых знаменитая «лезгинка». Существуют также спокойный мужской танец — зарб макьам, а также медленные танцы перизат ханум, усейнел, ахты-чай, бахтавар.
В селе Ахты в 1906 году был создан первый лезгинский театр. В 1935 году был сформирован Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В Азербайджане в Кусарах в 1998 году был открыт Государственный лезгинский театр.
Кухня лезгин
Традиционная основа пищи лезгин — мясо-молочная и растительная (бобы, зерно), хлеб из кислого и пресного теста, выпеченный в традиционных печах — хьаре. В городах Дагестана пользуется популярностью лезгинский тонкий хлеб. Кроме хлеба, популярностью пользуются различные пироги с начинкой из мяса, съедобных трав, творога. Популярны хинкал, шурпа (суп с мясом), шашлык, голубцы. Мясо используется как в свежем, так и сушеном виде; в рационе значительное место занимали молочные продукты. Из напитков распространение имел слабокислый напиток тӏач, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служат: гитI (сваренные вместе зерна кукурузы, пшеницы и сушеные бараньи ноги), хашил (мучная каша), иситӏа (халва из пшеничной муки).
Лезгинский костюм
Традиционная одежда сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин — шаровары, рубаха, бешмет, папаха, черкеска, в холодную погоду — овчинная шуба и башлык. Женщины носили цветные шаровары, рубаху-платье, чухту, бешмет, головные платки. Из украшений распространены мужские и женские серебряные пояса, нагрудные и головные украшения, кольца, браслеты. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых.
Танцевальное искусство
Лезгинка — лезгинский мужской сольный либо парный женский и мужской танец, распространенный у многих кавказских народов.
В танце используются 2 образа. Мужчина чередует стремительный и медленный темп, двигаясь в образе «орла». Самыми эффектными и трудноисполнимыми движениями являются танцевальные движения, когда мужчина, стоя на носках, раскидывает руки в стороны. Женщина, двигаясь в образе «лебедя», завораживая плавными движениями и грациозной осанкой. Женщина увеличивает темп танца вслед за мужчиной. Этот распространенный среди кавказских народов танец назван в соответствии с тотемом лезгин: слово «лек» означает «орел».
Литература
Эпическим памятником фольклора лезгин является эпос «Шарвили», который относится к XI—XII векам. Эпос сохранился лишь в стихотворных и прозаических отрывках. Классиком был поэт XIX века Етим Эмин. Среди представителей этого периода можно выделить Сайфуллу Курахского, Хпедж Курбана, Молла Нури, Гаджи Ахтынского . В начале XX века свое творчество начинает поэт-ашуг Сулейман Стальский, М. Горьким прозванный «Гомером XX века». Своим творчеством поэт поднял лезгинский фольклор до уровня литературы, обогатив ее традиционными формами.