Коми-пермяки — это проживающий в России народ финно-угорской группы.
До 1920-х годов они называли себя пермянами или пермичами. В настоящее время употребляется этноним коми-пермяки. К 2010 году численность коми-пермяков составила 95 тысяч человек. Они проживают в северо-западной части Пермского края: на территории Коми-Пермяцкого округа, в Красновишерском районе, по реке Язьве, в Кировской области, на реках Нердва и Иньва.
Этноним «пермь» мог быть заимствован у вепсов, язык которых имеет выражение «пера маа» со значением «земля, лежащая за рубежом».
Исторически пермяки занимались рыболовством и охотой, животноводством, пашенным земледелием. В настоящее время основными занятиями коми-пермяков являются сельское хозяйство и лесная промышленность.
Антропология
В конце XIX века Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона описывал внешность коми-пермяков следующим образом:
«Пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у русских; волосы белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос вздернутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются и с темно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, продолговатым лицом и тонким носом».
Краниологический тип коми-пермяков характеризуется как локальный прикамский вариант европеоидной расы и близок к удмуртам (кроме среднечепецких) и населению ломоватовской культуры.
По мнению краеведов, часть населения северо-востока и севера современных Кировской области, Свердловской области и Пермского края являются потомками коми-пермяков. С XV века при русской колонизации Северного Приуралья местные коми-пермяки перенимали севернорусскую культуру и русский язык и впоследствии считали себя русскими, смешавшись с русским населением. Они участвовали в русской колонизации Сибири и влились в старожильческое население Сибири, что нашло отражение в некоторых фамилиях. В Российской Империи в 1897 году насчитывалось 105 тысяч человек, которые родным языком указали коми-пермяцкий.
Этногенез, язык и религия коми-пермяков
Складывание коми-пермяков в этническое образование началось в V веке. Предками коми считаются племена родановской культуры IX-XV веков. В 1472 году территории расселения коми-пермяков вошли в состав Московского государства. Консолидация коми-пермяцкого этноса завершилась после создания автономии в 1925 году.
Коми-пермяцкий язык входит в пермскую группу финно-угорской ветви уральской семьи. Коми-пермяки почти все используют русский язык, особенно за пределами округа. Иногда язык язьвинских коми ситают отдельным языком, поскольку он отличается особенностями и для него издан букварь.
Коми-пермяки исповедуют православие, среди них встречаются старообрядцы. Несмотря на близость их языка к удмуртскому языку, в культуре коми-пермяков отсутствуют следы исламского или языческого влияния.
История коми-пермяков
Коми-язьвинцы — это этнографическая группа коми-пермяков, или отдельная финно-угорская народность.
Предки коми-язьвинцев жили на значительной территории междуречья Вишеры, Камы, Колвы. Вероятно, население, которое легло в основу коми-язьвинцам, являлось особой этнолингвистической группой. Оно имело хозяйственные навыки, культурные и языковые признаки. В низовьях Колвы и Вишеры, на примыкавших побережьях Камы выявлены археологические памятники IX-XV веков, относящиеся к родановской культуре коми-пермяков. Но исследователи еще не достаточно проследили механизмы консолидации создавшего эти памятники населения в единую этническую группу.
Родановская культура — это археологическая культура Верхнего Прикамья в IX-XV веках. Население культуры являлось предками коми-пермяков, а с XI века наблюдается прирост древнерусского населения. Представители культуры занимались скотоводством, охотой, пашенным земледелием, у них существовала металлургия железа.
Коми является аборигенным населением междуречья Камы, Колвы, Вишеры. С вхождением Перми Великой в состав Московского государства в 1472 году оно подвергается ассимиляции со стороны пришлых русских, сохраняя свою самобытность до XIX века. На Язьве, судя по топонимическим и археологическим данным, в XIV-XV веках сложилась изолированная группа комиязычного населения, которая могла прийти туда в Золотоордынский период с низовий Иньвы, где до настоящего времени сохраняется близкий ей говор коми-пермяков.
Проживание группы в изоляции и принятие старообрядчества привело к тому, что в бассейне Язьвы формировалось этническое образование с особым языком, самосознанием и особенностями культуры и быта. Важную роль в их формировании на рубеже XIX-XX веков сыграли пришлые сезонные рабочие, а также появление в советское время отделений ГУЛАГа, поселков спецпереселенцев, поселков лесозаготовителей.
Староверы-язьвинцы в XIX веке преследовались властями. В 1930—1950 годах язьвинские священнослужители подвергались репрессиям. По вероисповеданию язьвинцы-беглопоповцы.
Коми-язьвинцы в 1926 г. при проведении переписи были учтены как самостоятельный народ. Позднее существование народа не признавалось официально, а его представителей считали русскими. По инициативе этнографа Г. Чагина, и при поддержке губернатора Пермской области О. Чиркунова, была совершена попытка закрепить за язьвинцами статус самостоятельного этноса. Однако инициатива не нашла должной поддержки.
В 1990-е годы по инициативе Г. Чагина началось движение за возрождение культуры коми-язьвинцев. Проблемы сохранения языка и развития культуры обсуждались на международных научно-практических конференциях «Коми-язьвинцы и историко-культурное наследие Прикамья» в 1995 и 2002 годах с участием финских ученых.
В деревне внтипина с 2002 года отмечается праздник «Сарчик — приносит весну» (птичка трясогузка у коми-пермяков именуется Сырчик, Сарчик; восходит к татарскому сыерчык «скворец»). На праздник из соседних районов приезжают гости и фольклорно-этнографические коллективы.