Кеты — это малочисленный народ Сибири, живущий в северной части Красноярского края.
Кетский язык относится к енисейским языкам.
По некоторым предположениям, предки кетов сформировались в эпоху бронзы на юге междуречья Енисея и Оби в результате смешения древних монголоидов с европеоидам Южной Сибири. В антропологическом отношении первоначально кетов относили к уральскому типу, сочетающему монголоидные и европеоидные черты. Однако последующее изучение привело к выделению кетов в самостоятельный тип – енисейский.
Происхождение и история кетов
Предположительно предки кетов жили в Южной Сибири с другими представителями енисейскоязычных народов: асанов, аринов, бахтинцев, яринцев, коттов. В I тысячелетии н. э. они вошли в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате ряда миграций оказались на Енисейском Севере. По реке Кану (приток Енисея) расселены котты, по рекам Оне и Усолке (левобережье нижней Ангары) — ассаны, в районе современного Красноярска — арины, выше по правому берегу Енисея до устья Тубы — байкотовцы и яринцы. Ниже по Енисею и его притокам Сыму, Касу, Елогую, Дубчесу, Бахте по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки кетов. В IX-XIII веках отдельные кетоязычные группы ушли на север, осев на притоках среднего Енисея. Именно здесь, в контакте с селькупами и хантами, а затем эвенками, сформировалась кетская культура. Кеты в дальнейшем продвигались на север до рек Курейка, Турухан и озера Мадуйское, вытесняя или ассимилируя энцев. В XVII веке известны три локальные родовые группы:
- в устье Бахты богденцы;
- в низовьях Подкаменной Тунгуски земшаки;
- в бассейне Елогуя инбаки.
Кеты еще до прихода русских освоили металлургию, однако продолжали жить родоплеменным строем. В 1607 году кеты вошли в состав Московского государства. В российских документах они, вместе с другими северными народами, первоначально именовались как «енисейские остяки».
Быт кетов
Основным занятием кетов были рыболовство и охота. Главным объектом пушного промысла служила белка, составлявшая до 90 % стоимости добывавшейся пушнины. Беличий промысел сильнее всего был развит у южных кетов. Помимо белки кеты добывали горностая, колонка, соболя, лисицу, лося, дикого оленя, а в северных районах и песца. Кеты добытой пушниной выплачивали ясак в русскую казну и продавали. Для себя они оставляли медвежьи и заячьи шкуры, а также шкуры и мясо лосей и диких оленей. Орудием добычи служили лук и стрелы, которые были и военным оружием. Наконечники стрел, а позже и пули обмазывались ядом из рыбьего жира. Луки вышли из употребления с появлением ружей.
Заимствованное во второй половине XVII - начале XVIII века у самодийцев (энцев, ненцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов. Часть кетов, в том числе подкаменнотунгусская группа, осталась безоленными.
Традиционное кетское жилище — чум из берестяных покрышек и шестов (кус). Еще один распространенный тип жилищ — землянка (нус, бан). Внутри чумов на земляной пол укладывались пихтовые ветки, берестяные подстилки. Непременной частью убранства служили несколько низких столиков из березы, за каждым из которых ели до 3 человек. Из рога и березы изготовляли поварешки и чашки для бульона и чая.
Чум — это традиционное жилище конической формы, состоящее из рамы из жердей, в зависимости от сезона или обычаев покрытой корой, ровдугой, войлоком или оленьими шкурами.
Еще до революции кеты шили одежду преимущественно из покупных сукна и тканей (зипуны) и из шкур дикого и домашнего оленей. Также материалом для одежды служили беличьи и заячьи шкурки.
Летний мужской костюм состоял из короткого суконного халата — котляма, запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы по бортам и на плечах, из матерчатых штанов, шерстяных или суконных чулок до колен и чирков — кожаной обуви, окрашенной в красноватый цвет отваром ольхи.
В зимнее время средством передвижения являлись подклеенные камусом широкие лыжи. В качестве водного транспорта кеты использовали долбленки-однодеревки и дощатые лодки-илимки (грузоподъемностью до четырех тонн) с мачтой и покрытой берестой жилой частью. На промыслах охотники использовали ручные нарты и волокуши из кожи лося.
Религия кетов
В основе кетских религиозных представлений лежал анимизм. Мир, разделенный на три сферы (нижний подземный мир, средний мир людей и верхний небесный мир) населялся множеством духов.
В кетской мифологии высшим добрым началом было небесное божество Есь. Жена этого божества, низвергнутая на землю Хоседэм, олицетворяла зло. В соответствии с этим, женщина считалась «нечистым» существом и подвергалась эксплуатации.
С приходом русских землепроходцев и миссионеров кеты, как и другие сибирские народы, начали принимать православие.
Язык кетов
Кетский язык – последний живой представитель енисейской языковой семьи. Родственные языки — ассанский, пумпокольский, аринский — исчезли в XVIII—XIX веках. Существуют гипотезы об отдаленном родстве енисейских языков с нахскими, адыго-абхазскими и сино-тибетскими языками. По данным переписи 2002 года из 1189 кетов Красноярского края кетским языком владеют 365 человек (30,7 %), русским языком — 1186 человек (99,8 %).
В кетском выделяется южный, центральный и северный диалекты: (первый подразделяется на елогуйский и подкаменнотунгусский говоры). Фактические различия между диалектами невелики.
В 1930-е годы кеты использовали алфавит, разработанный на латинской основе. Новый алфавит был разработан в 1980-е годы, в его основу легла кириллица.
С 1970-х годов идет процесс утраты кетами своего языка. Сегодня не более 20 % кетов (возрастная группа старше 50 лет) считают родным кетский. По оценкам специалистов, число носителей, не превышает 150 человек.
Кетский язык часто становился объектом лингвистических исследований (М. Кастрен, Е. Крейнович, А. Дульзон, Г. Вернер, С. Старостин, Ю. Галямина и др.), привлекая внимание редкостью и устройством глагольной морфологии.