Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: чулымцы

Определение 1

Чулымцы — это тюркский народ, коренной малочисленный народ Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Язык чулымцев

Согласно классификации Н. Баскакова, разработанной в 1960 году, чулымский язык входит в хакасскую подгруппу уйгуро-огузской группы восточнохуннской ветви тюркских языков и в своем составе имеет нижнечулымский (Зырянский и Асиновский районы в юго-восточной части Томской области) и среднечулымский (вверх по течению Чулыма) диалекты. Согласно новой классификации среднечулымское наречие относится к хакасской группе восточнотюркской ветви языков, а нижнечулымское наречие – к северноалтайской группе западнотюркской ветви языков ветви языков.

Нижнечулымское наречие исчезает в начале XXI века. Среднечулымское наречие имеет распространение вверх по течению Чулыма от деревни Перевоз Зырянского района, в Тегульдетском районе Томской области и в прилегающих близлежащих районах Красноярского края. В составе диалекта выделяются два говора — мелетский и тутальский.

Чулымский язык является бесписьменным, функционирует лишь в сфере бытового общения и никогда не преподавался в школах. В 2006 году житель Пасечного А. Кондияков при помощи томской лингвистки В. Лемской основал кружок по изучению чулымского языка; совместными усилиями удалось подготовить букварь и глоссарий.

В 2002 году среди чулымцев Томской области и Красноярского края из 643 человек чулымским языком владели 17,6 % (113 человек), русским — 100 %. В России всего насчитывалось 270 человек, которые владели чулымским языком.

По данным переписи 2010 года родным языком владели 44 чулымца. При этом лингвисты утверждают, что говорить на родном языке способно не более дюжины чулымцев (еще три десятка человек понимают чулымскую речь, но не говорят по-чулымски).

История чулымцев

По мнению А. Дульзона (лингвист, в 1946 году первым приступивший к изучению чулымского языка и побывавший во всех населенных пунктах, в которых проживали чулымцы), верховья Чулыма тюрки заселили в XII—XIII веках; с XIII века они продвигались вниз по Кии (левый приток Чулыма), а в XV веке расселилисть и в нижнем течении Чулыма. В процессе ассимиляции тюркоязычными группами дотюркского населения — кетов и селькупов — сложился чулымский этнос, в основе хозяйственной деятельности которого лежали рыболовство и охота; позже в ходе контактов с сибирскими татарами определенное распространение получают земледелие (рожь, ячмень, овес) и скотоводство (кони, коровы). Чулымцы занимались сбором грибов, ягод, дикорастущих съедобных растений, кедровых орехов. Они выкапывали съедобные корни растений, луковицы и корневища с помощью деревянной лопаточки, имеющей на конце железный наконечник.

«История народов России: чулымцы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В записанных А. Дульзоном легендах и песнях чулымцев сохранились известия о набегах енисейских кыргызов, которые со стороны Кии вторгались в Причулымье. На них нападали и остяки. Во время набегов чулымцы прятали имущество и скрывались в тайге.

С вхождением территорий в низовьях Чулыма в состав Русского государства в XVI-XVII веках часть чулымцев была ассимилирована русскими, хакасами сибирскими татарами и. В течение XVII века численность чулымцев уменьшилась с 1040 до 830 человек, но к 1816 году она составляла 3900 человек, а в конце XIX века — уже 4825 человек. В советский период чулымцы причислялись к хакасам, но по данным 1986 года более половины чулымцев относили себя к отдельному народу и лишь 10 % полагали, что они и хакасы составляют один народ.

Хозяйство и быт чулымцев

Чулымцы создавали свои поселения на берегах озер и рек, что было обусловлено ролью рыболовства в их образе жизни. Они ловили рыбу сетями, острогами, неводами, ловушками. Чулымцы переселялись зимой на охотничьи стойбища. В начале XX века пушной промысел был основным направлением охоты. Подсобную роль играло собирательство. После появления в Причулымье русских чулымцы познакомились плужное земледелие; в советский период многие чулымцы работали в лесной промышленности.

Чулымцы умели хорошо обрабатывать дерево, из которого вырезали миски, чашки, ложки, долбили ступы и лодки, изготавливали лыжи, нарты, самострелы и луки. В их быту употреблялась посуда из бересты; из нее также делали ларцы, футляры для ножей, колчаны для стрел.

Традиционное чулымское жилище представляло собой землянки, срубные полуземлянки, срубные юрты, имевшие многоугольную или прямоугольную форму с конусообразной крышей; как временное жилище использовался чум. В XVIII веке чулымцы начали освоение русской избы, ставшей основным типом чулымских жилищ. Рядом с избами ставились хозяйственные постройки: хлева (оран), амбары (клат), бани, сараи.

Национальная одежда состояла из штанов и рубахи. Мужчины носили шерстяные и дабовые рубахи (из хлопчатобумажной китайской ткани); они также носили кафтаны со стоячим воротником и халаты из среднеазиатских и русских хлопчатобумажных тканей или китайской дабы. Женские рубахи шились из холста, а на праздник они одевали шелковые или ситцевые платья туникообразного покроя. Первоначально штаны изготавливались из налимьих шкурок, позднее мужские штаны делали из сукна, а женские — из холста. Мужчины и женщины носили отороченные мехом камзолы. В зимний период у женщин верхней одеждой служили лисьи или беличьи шубы (тон) с шелковым покрытием, у мужчин — шубы, тулупы или дохи из оленьих, козьих или лосиных шкур. На головы зимой надевали опушенные мехом, а летом женщины носили алые или белые колпаки, покрывала (тастар) и полусферические шапки из красного бархата с красными шелковыми кистями. Ноги обували в кожаные сапоги или мягкие унты из козлиной кожи. Летом они часто ходили босиком. В XVIII—XIX веках традиционная чулымская одежда вытесняется русской.

Социальная структура и верования чулымцев

Изначально чулымцы жили родовыми общинами, которые в XVII-XVIII веках сменились территориально-соседскими общинами (йон). В XIX веке произошел переход от патриархальной семьи к малой моногамной семье. Мужчины и женщины у чулымцев были равноправны. Сегодня семья у чулымцев состоит из двух-трех поколений, в большинстве случаев насчитывая 4-6 человек.

Ранее у чулымцев были распространены тотемизм, шаманизм и поклонение изображениям духов, которых почитали хозяевами природы, а также семейными, родовыми и личными покровителями. В XVII-XVIII веках русскими миссионерами чулымцы были обращены в православие, хотя до начала XX века сохраняли многие пережитки дохристианских верований.

Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot