Черкесы — это один из народов Российской Федерации, проживающий преимущественно в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгее, в Ставропольском и Краснодарском краях.
Численность черкесов составляет около 73 тысяч человек, в том числе в Карачаево-Черкесии — 56 тысяч человек, которые проживают в 17 аулах республики.
Черкесы и Кобанская культура
Многие ученые считают, что носители Кобанской археологической культуры (ее рождение датируется 13 веком до н. э.) могли относиться к двум этнолингвистическим группам:
- в районе Пятигорского «локального варианта» проживали племена, родственные протокобанской группе;
- в ареале Горного «локального варианта» проживали протовайнахи.
На раннем этапе Кобанской культуры не могли принимать участие скифы, появление которых датируется учеными 8 веком до н. э., а также и сарматы, появление которых датируется 4 веком до н. э.
Черкесы в СССР
В 1921 в составе РСФСР сформирована Горская Автономная Советская Социалистическая Республика. В январе 1922 в составе РСФСР образована Карачаево-Черкесская автономная область. В ее состав вошли часть территории кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. Адыгские жители республики сохранили название «черкесы».
26 апреля 1926 года Карачаево-Черкесская АО поделена на Карачаевскую Автономную Область и Черкесский национальный округ (автономная область с 1928 года). Перепись 1926 года зафиксировала в СССР 65 270 черкесов, а к 1959 году их численность уменьшилась до 30 453 человек.
С 1957 года Карачаево-Черкесская АО входила в состав Ставропольского края. С 1992 года Карачаево-Черкесская Республика в составе РФ. Переписью 1970 года зафиксировано 39 785 черкесов, а по переписи 1989 года черкесское население выросло до 52 363 человек.
Язык
Черкесы используют кабардино-черкесский язык, входящий в абхазо-адыгскую семью языков.
В 1920-1925 годах интеллигенция Северного Кавказа, пользуясь существовавшей относительной свободой, старалась наверстывать упущенное в культурном развитии народа, но эта возможность была недолгой. В 1922 году в указанный период в Кисловодске собралась «Конференция по просвещению горцев». В результате Конференции на Северном Кавказе открылись школы на родных языках, а к 1925 году создана письменность на графической латинской основе.
Формы ведения хозяйства
Основным занятием черкесов было отгонное скотоводство (лошади, овцы, козы, крупный рогатый скот), виноградарство, садоводство. Особое место отводилось разведению лошадей.
Традиционное ремесло связывалось с обработкой скотоводческих продуктов: изготовление бурок, одежды, выделка сукна. Черкесское сукно высоко ценили соседние народы. На юге Черкесии развитие получила обработка дерева. Были широко распространены оружейное дело и кузнечное ремесло.
Черкесы объединялись в общины «лъэпкъ», имевшие собственные органы самоуправления в составе выходцев из разных родовых групп.
«Лъэпкъ» - это независимые сельские общины черкесов.
Члены общин связывались круговой порукой, использовали общие пастбищные и земельные угодья, обладали правом голоса на народных собраниях. Сохранялись родственные группы патрилинейные (члены которых образовывали в селениях особые кварталы), обычаи гостеприимства, куначества, кровной мести. Большие патриархальные семьи, включавшие несколько поколений и насчитывавшие до 100 человек, преобладали до XVIII века. Частично семейные общины начали возрождаться к концу XIX века. Браки были строго экзогамными. Брачные запреты действовали на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали сорорат и левират, аталычество. Для заключения браков уплачивался калым.
Возникновение большинства современных аулов датируется второй половиной XIX века. В XIX - начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века — 5. Усадьбы обносились оградами. Жилые помещения обычно строились фасадом на юг. У жилищ были плетеные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырехскатные крыши из плетня, покрытые соломой, глинобитный пол. Несколько комнат (по числу супружеских пар) примыкали друг к другу в ряд, двери комнат выходили во двор. Одна из комнат была кунацкой. У стены между окном и дверью устраивали открытый очаг, внутри которого устанавливалась перекладина для котла. Хозяйственные постройки делались из плетня, имели овальную или круглую форму. Сейчас черкесы возводят многокомнатные квадратные дома.
Культура и религия
В древней культуре черкесов центральное место принадлежит морально-этическому и философскому кодексу «Адыгэ Хабзэ», сформировавшемуся под воздействием религиозной системы и доведенный до совершенства многовековой историей.
Центральное место в фольклоре занимает нартский эпос, герои которого являются образцом соблюдения кодекса.
Развиты искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуако). Распространены песни-плачи (гъыбзэ), шуточные и трудовые песни. Традиционными музыкальными инструментами для черкесов являются бжъэми (свирель), шыкlэпщынэ(скрипка), пхъэцlыч (трещотка), бубны, на которых играли палочками или руками. В XVIII веке распространение получила гармоника.
Известно, что в древности черкесы соблюдали Обряды воздушного погребения.
Внедрение ислама
Процесс принятия религии был поэтапным и начался в XIV веке при распространении на Северном Кавказе влияния Золотой Орды. Джиованни Лука в XVI веке указывал, что «одни магометане, другие следуют греческому обряду, но первых больше».
В XVI веке ислам исповедовали лишь отдельные группы, а к концу XVIII века он укоренился среди всех черкесов. Ислам стал идеологической базой для консолидации черкесского общества конца XVIII века - начала XIX века, в борьбе против Российской империи, борьба с которой продолжалась до 21 мая 1864 года. Этика ислама стала составляющей самосознания и религиозной самоидентификации черкесского народа. Сегодня черкесы исповедуют ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.