Чеченцы — это нахский народ, коренное население Чечни, Хасавюртовского, Новолакского, Казбековского, Бабаюртовского, Кизилюртовского, Кизлярского муниципальных районов Дагестана, Сунженского и Малгобекского муниципальных районов Ингушетии, Ахметского района Грузии.
Согласно традиции дореволюционного кавказоведения под названием «чеченцы» исследователи объединяли нахские этно-территориальные группы.
Современная наука для обозначения этноязыковой общности использует термин «нахские народы». Иногда в работах последнего столетия исследователи используют наименование «вайнахи», однако правильным считается объединение под термином «вайнахские народы» чеченцев и ингушей с исключением бацбийцев.
Зарождение чеченского племени
Предки чеченской общности начали формирование в XII веке на северных склонах Центрального Кавказа. Возможно, из нахской среды здесь сформировалось ядро будущего объединения — родоплеменная группа нохче. Достоверно этноним зафиксирован в грузинском источнике начала XIV века, где в числе христианской паствы упоминается народ нохче. Также есть подтвержденная гипотеза о единичном более раннем свидетельстве.
Не исключено, что нохче на каком-то этапе доминировали над соседними этногруппами и распространили, со временем, племенное название на окружающих. Некоторые исследователи полагают, что предпосылками к этому стало экономическое развитие территории нохче, которая могла быть житницей для местных народов. Однако это было лишь отдельное племя, а имя нохчий, как этноним всех чеченцев, распространилось позднее, вероятно, с XVIII-XIX веков (зафиксированы свидетельства широкого его использования с начала XIX века).
Среди чеченских ученых существует мнение, согласно которому этноним гораздо ранее распространился на восточно-нахские группы и этноним нахчаматьяне связан с ним с VII века. В связи с этим появились утверждения, согласно которым исследователи распространили эндоэтноним нохчий на все нахские этногруппы современных чеченцев и на субэтносы чеченцев.
Легенды и сказания
Предки чеченцев — нахские родоплеменные группы, возводили себя к легендарным героям. В сохранившихся преданиях происхождение народа они связывают с именами братьев, упоминаемых в комбинациях — Ако/Ахо, Нохчо/Нахчо, Га, Орштхо/Арштхо и Шото, являющиеся эпонимами этномассивов — Аккий (горные аккинцы), Нохчий (чеченцы), Галгай (ингуши), Орстхой (карабулаки) и Шатой (шатойцы). По преданиям, бытующим среди чеченцев, они произошли из области Нашха, давшей имя и самим чеченцам — нохчий. Якобы в этой области до начала XX века хранился громадный котел из медных пластин, на которых выгравированы названия чеченских тайпов и тукхумов; если зарождался спор о принадлежности к «чистым» тайпам, люди направлялись для выяснения этого вопроса в Нашха.
Формирование чеченского этноса
Чеченцы недавно сформировались в этнокультурную общность. Образование чеченского народа, в современном понимании, стало результатом процессов внутренней консолидации восточно-нахского населения в XVI—XVIII столетиях. В фольклорных произведениях отразилось складывание основ единства чеченцев в XVIII веке[100]. Общее самоназвание воспринято позднее — к XIX веку. Также некоторые исследователи полагают, что полная консолидация и принятие самоназвания у чеченцев не случилось и в XX веке.
Исследователи выделяют следующие факторы, послужившие катализатором процесса формирования чеченского народа из восточно-нахских обществ:
- хозяйственный — освоение равнинного предгорья после миграции с гор, что привело к развитию ремесел, скотоводства и земледелия;
- религиозный — контакты с окружающими народами и последующее принятие ислама;
- политический — инкорпорация в Русское государство.
В наши дни сложно определить все группы нахов, которые стали основой формирования народа. В сущности, нахские этногруппы представляли этноязыковую общность, части которой в силу исторических условий и политических устремлений России на Кавказе, оказались друг от друга в некоторой степени изолированы. Процесс ассимиляции нахских объединений географически, исторически и экономически тяготевших друг к другу, привел к существованию трех современных нахских народов: бацбийцы, чеченцы, ингуши.
Первые упоминания о чеченцах
Первое связанное с чеченцами свидетельство относится к территории их проживания — Чечне.
Впервые «чеченцы» упоминаются в документе Русского царства от 1692 года, как участники разгрома общины беглых казаков-раскольников Левки Манычского, при переселении казаков с реки Аграхань на Кубань. Бой произошел при переправе казаков через Сунжу, отряд чеченцев и кумыков возглавлял эндиреевский мурза Амирхан, инициатором нападения было русское правительство в лице администрации астраханского воеводы П. Хованского. Документ о разгроме казаков чеченцами и кумыками впервые был опубликован в 1842 году в пятом томе «Актов исторических». Под «чеченцами» следует понимать население аула Большой Чечень и близлежащих селений.
В Российской империи
В начале XVIII века, когда гребенские казаки покинули правобережье Терека, многим чеченцам, согласившимся принять российское подданство, предоставлялась возможность переселиться туда в 1735 или в 1765 году.
Документ, на основании которого в состав России вошла горная Чечня, был подписан в январе 1781 года. С чеченской стороны подписан почетнейшими старшинами сел Малые и Большие Атаги, Гехи и других двенадцати селений южной половины нынешней Чеченской республики. Документ скреплялся подписями на арабском и русском языках и клятвой на Коране. Но документ во многом остался формальностью, хотя Российская империя получила «право» для вовлечения Чечни в свой состав, но не все чеченцы, особенно Шейх Мансур, смирились с этим порядком, и так началась Кавказская война.
Кавказская война
Во время Кавказской войны в 1817-1822 годах была возведена Сунженская линия укреплений на месте некоторых чеченских сел. После пленения Шамиля, ликвидации ряда мятежных имамов, с переходом к «тактике выжженной земли», когда мятежные аулы разрушались, к 1860 году сопротивление горцев удалось подавить.
Но конец войны не означал мир. Острые споры вызывал земельный вопрос, решавшийся не в пользу чеченцев. Чеченцам почти не шли доходы от найденной в конце XIX века нефти. Относительное спокойствие правительству удалось поддерживать за счет невмешательства во внутреннюю жизнь, подкупом знати, бесплатными раздачами бедным горцам тканей, кожи, муки, одежды; назначением должностными лицами авторитетных старейшин, вождей племен и тейпов.
Чеченцы поднимали восстания в 1877-1878 годах и во время революции 1905 года. Но одновременно они ценились властью за боевую храбрость. Из них в годы Первой мировой войне сформирован чеченский полк Дикой дивизии в. Их брали в личный императорский конвой, состоявший из казаков и других горцев.
Советский период
После Февральской революции под руководством бывшего члена царского конвоя Тапы Чермоева был создан Союз Народов Северного Кавказа, в ноябре 1917 года провозгласивший Горскую республику. Но наступление Деникина и Красной Армии покончило с республикой. В Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы сыграли на руку, и в результате чеченцев вознаградили автономией и землями, включая многие станицы Сунженской линии, откуда были выселены казаки.
В 1920-х годах в рамках политики «коренизации» была создана чеченская письменность (на основе латинского, а после кириллического алфавита), появились музыкальные ансамбли, национальный театр. Но интеграция чеченцев в советский народ оборвалась во время коллективизации при попытках создавать в горных районах колхозы. Волнения продолжились, когда автономный статус Чечни опять стал формальным, ввиду того, что Чеченскую АО в 1934 году объединили с Ингушской, а в 1936-м с городом Грозный и Сунженским Казачьим округом в Чечено-Ингушскую АССР, в руководстве которой было русское население.
Большая Советская Энциклопедия говорит, что среди чеченцев в 1920 году было 0,8 % грамотных, а к 1940 году доля грамотных среди чеченцев составляла 85 %.
В феврале 1944 года чеченское население было депортировано из мест постоянного проживания в районы Средней Азии.
В 1951 году в Восточном Казахстане случился чеченский погром.
9 января 1957 года чеченцы получили разрешение на возвращение на родину. Некоторое их количество осталось в Киргизии и Казахстане.