Балкарцы — это тюркоязычный коренной народ Кабардино-Балкарии, преимущественно проживающий в горных и предгорных районах центральной части Северного Кавказа.
Фактически балкарцы являются одним народом с карачаевцами. Говорят они на карачаево-балкарском языке тюркской семьи.
Этногенез
Древнейшая основа материальной и духовной культуры тюркоязычных балкарцев, прослеживаемая археологически, связана с кобанской культурой, как наиболее хорошо изученной. В осетино-карачаево-балкарской этнокультурной общности зафиксирован иранский пласт. Критерием принадлежности этих культур к аланским древностям служит сходство с элементами осетинской культуры. Общность рассматривается как отражение аланской доминанты в процессе формирования этносов. Тюркское «наследие» связывают с продвижением в горы кипчаков, которое и определило образование тюркских языковых анклавов — Балкарии и Карачая.
Аланский компонент в формировании антропологических особенностей балкарцев не прослеживается на имеющихся материалах. Поэтому, вероятно, роль аланов в балкарском этногенезе ограничилась культурным воздействием, что привело к наличию у балкарцев свойственных аланам культурно-этнографических традиций.
Тюркский компонент у разных авторов ассоциируется с отдельными группами половцев, болгар или тюркизированных алан. Интерес в связи с фактом проникновения в горные районы Северного Кавказа тюркоязычных групп представляют свидетельства наличия на Северном Кавказе населения с монголоидными примесями. В антропологической литературе нет единой точки зрения на антропологические особенности половцев. Большинством исследователей предполагается европеоидный облик, но для таких суждений есть лишь косвенные доказательства. Для черепов кочевников Северного Причерноморья дозолотоордынского времени, определяемым как половецкие, свойственны расовая неоднородность и доля монголоидной примеси. Тюркизация (смена коренным населением региона языка на тюркский) не сопровождалась сменой населения. Вопреки историческим фактам проникновения тюркоязычных групп, в современном населении не обнаруживается ощутимая монголоидная примесь, присутствие в Балкарии представителей центральноазиатского происхождения не сыграло большой роли в формировании антропологических особенностей населения позднего времени. Биологическое смешение носило спорадический характер.
Современные балкарцы по антропологическим особенностям обнаруживают наиближайшее сходство с карачаевцами, и входят в круг популяций понтийского антропологического типа с выраженными кавкасионскими особенностями.
Ранняя история балкарцев
В начале XVII века стала устанавливаться связь Балкарии с Россией. В 1629 году русские представители интересовались возможностями разработок в Балкарии серебряных руд. По пути в Грузию московские послы Захарьев и Ельчин были тепло встречены в Баксанском ущелье (1639-1640), а Иевлев с Толочановым (1651) и Порошин с Жидовиным (1655) — в Черкесском. В 1736 году дворянин Тузов гостил у жителей Верхнего Чегема, описав некоторые черты верований и быта. Балкарский узден Каспулат в 1643 году пребывал в русском городе Терки, а в 1657 году таубий Айдаболов вместе с кахетинским посольством и представителями других обществ Центрального Кавказа отправился в Москву, где был принят Алексеем Михайловичем в Грановитой палате, одарен соболями и пребывал около года.
Н. Тульчинский отмечает, что наименование «таубий» (горский князь) официально использовалось лишь с 1852 года, то есть с момента принятия Николаем I депутации от балкарского общества. Ранее лица сословия таубиев, во всех административных и правительственных сношениях именовались горскими старшинами.
Прошение о российском подданстве
В 1827 году делегация от балкарских обществ подала генерал-лейтенанту Эммануэлю прошение о принятии в российское подданство. Этот акт, ставший одним из поворотных пунктов в истории балкарцев, расширил их взаимосвязи с внешним миром. Они служили в армии, отдавали аманатов в русские крепости, участвовали в войнах России, в революционных движениях.
Определенный интерес к географии, культуре и истории Балкарии оживился в конце XVIII века (Рейнеггс, Гюльденштедт, Потоцкий, Паллас, Клапрот). Но еще активнее интерес со стороны русских и европейских исследователей и путешественников начал проявляться после вхождения Балкарии в состав России (Шаховской, Боссе, Фиркович, Бларамберг, братья Нарышкины, Преле, Караулов, Вырубов, Баранов, Тепцов, Зичи, Долбежев, географ Динник, композитор Танеев, антрополог Чехович). После реформ 1867 года в горах строились колесные дороги и новые мосты; таубием И. Урусбиевым был построен первый в Приэльбрусье дом для приезжих; у него гостили российские и зарубежные представители науки и культуры, альпинисты и туристы. В 1860 году в Нальчике начала работу начальная Горская школа, в 1909 году преобразованная в общеобразовательное реальное училище. Позже начальные школы открывались и в балкарских селах Чегеме и Кашхатау (1902), Хасауте и Урусбиево (1913). Некоторые балкарские выходцы из привилегированных сословий учились в учебных заведениях Тбилиси, Владикавказа, Ставрополя, Петербурга, Москвы. Это способствовало тому, что во второй половине XIX века среди балкарцев формируется национальная интеллигенция, проводившая культурно-просветительскую работу (юрист Б. Шаханов и публицист-историк М. Абаев, скрипач С. Абаев, знатоки фольклора Урусбиевы, врачи И. Абаев и А. Шаханов, учителя Я. Джабоев, Ф. Шакманова и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт К. Мечиев).
Советский период
Перелом в жизнь балкарцев принесла революция 1917 года. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, поддержавшего Временное правительство, вошли таубии Б. Шаханов, И. Урусбиев, Т. Шакманов. Из среды балкарцев выдвинулись лидеры, боровшиеся за советскую власть (С.-Х. Калабеков, К. Ульбашев М. Энеев, ЮА. Гемуев, . Настуев, Х. Асанов).
В 1918 году на II съезде народов Северного Кавказа в Пятигорске делегаты Кабарды и Балкарии выступили одной фракцией. В 1922 году была создана Кабардино-Балкарская автономная область; в 1936 году она была преобразована в автономную республику. Территории с преобладанием балкарского населения были выделены в отдельные районы — Чегемский, Эльбрусский, Черекский, Холам-Безенгиевский. Увеличивалось количество сел с домами нового типа, новой уличной планировкой и приусадебными хозяйствами, с клубами, магазинами и школами; в некоторых появились радио и электричество. С 1940 года в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат.
Основы уклада жизни стали изменяться в результате коллективизации, которая из-за местной специфики завершилась только в 1937 году. Перегибы в коллективизации вызывали сопротивление крестьян (восстание в Чегемском ущелье в 1930 году).
С начала 1920-х годов принимались меры по ликвидации безграмотности и распространению культуры. Стали выходить газеты и книги на балкарском языке. В 1920-1930-х годах в Нальчике быстро выросло число учебных, культурно-просветительских научных учреждений, где многие балкарцы получили образование.
Достижениям в развитии балкарцев нанесли урон массовые репрессии в 1930-х годах по отношению к крестьянству, партийным работникам, писателям. В годы войны балкарцы подверглись террору. 8 марта 1944 года по обвинению в пособничестве врагу балкарский народ был принудительно полностью переселен в Среднюю Азию. Там балкарцев расселяли рассеянно. В то же время более 15 тысяч балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
В 1956-1957 годах репрессии были признаны противозаконными и ошибочными. В 1957 года было принято Постановление о восстановлении государственности балкарцев, а балкарцам разрешалось вернуться на прежние места жительства.