Русский костюм — это сложившийся традиционный комплекс одежды, аксессуаров и обуви, который использовали русские люди в повседневном и праздничном обиходе.
У русского костюма есть особенности в зависимости от региона, пола, назначения и возраста.
Русский костюм имеет два основных типа:
- Северный;
- Южный.
На юге крестьяне носили одежду, отличную от крестьян северных районов. В центральной России костюм по характеру был близок к северному, однако, в отдельных местностях можно встретить костюм с южнорусскими чертами.
Отличительной особенностью русского костюма является большое количество верхней одежды. Накидную одежду надевают через голову, распашная одежда имеет разрез снизу доверху и застёгивалась на пуговицы или крючки.
Одежда знати имеет византийский тип. В XVII веке появились заимствования из Польши. Для защиты самобытности указом 1675 года стряпчим, стольникам, дворянам московским и их слугам запрещалось носить одежду иностранных образцов. Костюмы знати делались из дорогих тканей, с использованием жемчуга, золота, серебра, дорогих пуговиц.
Русский костюм стал менее распространён, когда в 1699 году Пётр I запретил ношение народного костюма всем, кроме крестьян, священников, монахов и дьячков. Сначала было введено венгерское платье, а затем французское и верхне-саксонское, нижнее бельё и камзол — немецкие. Женщины были должны носить немецкое платье.
Мужская одежда
Основной одеждой мужчин была нижняя рубаха или сорочка. Русские мужские рубахи под подмышками имели квадратные ластовицы и треугольные клинья на боках от пояса. Рубахи шились из хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей. Рукава на кистях были узкие. Длина рукавов зависела от назначения рубах. Ворот отсутствовал, либо был в виде стойки, с основой в виде бересты или кожи. Ворот предполагал разрез слева или посередине груди.
Рубаха в народном костюме являлась верхней одеждой, а в костюме знатных людей — нижней. Они могли быть разных цветов: чаще белые, красные или синие. Их носили навыпуск и подпоясывали. Подкладка на спине и груди называлась подоплёка.
Штаны заправлялись в онучи или сапоги. В шагу была ромбовидная ластовица. В верхней части продевался поясок-гашник или шнур для подвязывания.
Поверх рубашки надевался зипун из сукна. Поверх него богатые люди носили кафтан, поверх которого бояре и дворяне надевали охабень. Летом надевали однорядку. Крестьяне использовали армяк.
Опашень — это долгополый кафтан с широкими длинными рукавами, частыми пуговицами и меховым пристежным воротником.
Для верхних рубах использовалось сукно или плотный лён. Для кафтана — сукно с подкладкой.
Однорядка — это широкая долгополая одежда с длинными рукавами без ворота, с нашивками и завязками. Обычно ее шили из сукна или шерстяных тканей.
Безрукавная епанча представляла собой надевавшийся в ненастье плащ. Дорожные епанчи были из верблюжьей шерсти или грубого сукна. Нарядные — из подбитой мехом хорошей материи.
Шубы использовали все слои общества: шубы крестьян были из овчины или зайца, а знати — из соболя, куницы, чернобурки. Древнерусские шубы были массивные, прямые, по длине до пола. С лицевой стороны рукава имели разрез до локтя, декорированные мехом обшлага и широкий. Шубы шили мехом внутрь, а сверху покрывали сукном. Мех служил подкладкой. Сверху шубы покрывались различными тканями: сукном, парчой и бархатом. В парадных случаях шубы носили в помещениях и летом.
Головные уборы
Обычно на стриженной коротко голове носили тафьи, которые в XVI веке не снимали даже в церкви.
Тафья — это круглая маленькая шапочка.
Поверх тафьи надевались шапки: у простого народа — из поярка, войлока, сукманины, у богатых людей — из бархата и тонкого сукна.
Кроме шапок носились треухи, горлатные шапки и мурмолки. Треухи носились мужчинами и женщинами. Мурмолки — высокие шапки с плоской расширявшейся тульёй, с меловой лопастью. Горлатные шапки делались вышиной в локоть, к голове уже, а кверху шире. Их обшивали лисьим, собольим, куньим мехом от горла.
Женская одежда
Длинная рубаха была основой женского костюма. Ее украшали вышивкой или оторочкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели горничные верхние рубахи. Их шили из шёлковой ткани ярких цветов. Такие рубахи с длинными узкими рукавами с прорезом для рук назывались долгорукавными. Их длина могла достигать 10 локтей. Их собирали в складки. Рубахи подпоясывались. Их носили дома.
Женщины поверх рубашки с пристегнутыми вышитыми запястьями надевали шелковый длинный летник, с длинными рукавами и пристегнутым воротом.
Два вида женского костюма:
- Северный сарафанный;
- Южный понёвный.
Сарафан — это народная женская одежда в виде платья без рукавов.
Понёва — это набедренная одежда девушек, достигших возраста невест и прошедших инициацию.
Верхняя женская одежда
Женскую верхнюю одежду не подпоясывали и застегивали сверху донизу. Выходной верхней женской одеждой был суконный длинный опашень, с пуговицами, украшенный золотым или шёлковым шитьем, причём длинные рукава висели, а руки были продеты в особые разрезы. Это покрывалось телогреями и шубами. Если телогреи надевались через голову, то их называли накладные.
Знатные женщины носили женскую разновидность шубок. Они были похожи на летник, но отличались формой рукавов. Декоративные рукава были откидными и длинными. Руки продевались в специальные подрукавные прорези. Если шубка носилась в рукава, то их собирали в поперечные сборки. К шубкам пристёгивался круглый меховой воротник.
Короткая душегрея носилась всеми слоями населения, но для крестьян она являлась праздничной одеждой.
Также женщины носили однорядку, шубу в накидку.
Во времена Ивана IV богатые женщины могли носить по три платья, надевая их одно на другое. Использование одного платья считалось непристойным и бесчестным. Вес одежды боярыни мог достигать 20 килограммов.
Муфта — это рукав, шитый внутрь мехом и с меховой опушкой.
Женские головные уборы
Замужние женщины обязательно прикрывали волосы и потому носили дома волосники или повойники и ещё повязывали голову платком, а при выезде надевали кокошник или богато украшенную кику. Девицы на голове носили вышитую широкую повязку с широкими лентами. Зимой женщины надевали меховые шапки или покрывали платком головной убор.
Другая черта русского женского национального костюма —разнообразие головных уборов:
- Кичка — праздничный убор замужней женщины;
- Сорока —повязка с твёрдым околышем;
- Кокошник —гребень (опахало или округлый щит) вокруг головы, символ традиционного костюма;
- Повойник — мягкая шапочка, полностью закрывавшая волосы, заплетенные в период свадебного обряда в две косы.