Санкт-Петербург – это второй по численности населения город России, город федерального значения.
Город в XVIII веке
В ходе Северной войны долина Невы вошла в состав России по Ништадтскому мирному договору 1721 года. Еще 16 мая 1703 года в устье Невы был заложен Санкт-Петербург. В 1704 году для защиты на острове Котлин Финского залива была основана крепость Кронштадт. Она должна была перекрыть фарватеры двух рукавов дельты Невы огнём орудий. Пётр I придавал новому городу стратегическое значение в обеспечении морского пути в Западную Европу.
В первое десятилетие главной частью города был Петроградский остров, где расположены Гостиный двор, Троицкая церковь, служебные здания, воинские части и ремесленные слободы. Адмиралтейская верфь стала первым промышленным предприятием, вслед за ней на левом берегу Невы построили Галерную верфь, Зимний и Летний дворцы.
В 1712 году город стал столицей России. Указом Петра Великого в январе 1712 года в городе созданы инженерная и артиллерийская школы. Тогда же был издан указ о создании генерального плана. Начали застраиваться Васильевский остров и Выборгская сторона, развернулось строительство дворцов Екатерингофа, Петергофа, Ораниенбаума
В 1719 году открылся Петербургский адмиралтейский госпиталь. В 1724 году из Москвы переведён Монетный двор. К 1725 году построены Литейный двор, Смольный двор, водяные пильные мельницы, восковый, кирпичный, пороховой, оружейный, кожевенный, шпалерный заводы, пищевые предприятия. Основана Петербургская академия наук.
К середине XVIII века наводнения и пожары привели многие здания петровского времени в ветхое состояние, а некоторые вовсе были уничтожены. В пожарах 1736 и 1737 годов выгорела вся Морская слобода и большая часть Адмиралтейского острова. В 1737 году была создана комиссия о Санкт-Петербургском строении. Утверждалась идея трёхлучевого развития Петербурга от Адмиралтейства, а роль основной магистрали получил Невский проспект.
Санкт-Петербург стал крупнейшим научным центром страны. Был создан ряд учебных заведений:
- Императорская Академия художеств;
- Горное училище;
- Смольный институт благородных девиц;
- Главное народное училище по подготовке учителей.
В 1762 году начала работу комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, регулировавшая застройку набережных, формирование архитектурных ансамблей площадей. В конце XVIII века население столицы составляло 220 тысяч человек, в ней действовало 60 православных и 15 иноверческих церквей. К 1780 году насчитывалось 1200 улиц и переулков, 3,3 тысячи домов, центральную часть полностью замостили булыжником и покрыли поперечными досками.
Петербург в XIX веке
В 1809 году был открыт Институт корпуса инженеров путей сообщения, в 1811 году – Царскосельский лицей. 7 ноября 1824 года вода в Неве поднялась выше ординара на 421 см. В результате погибло до 4000 человек, ущерб оценивался миллионами рублей. В первой половине XIX века закончилось оформление архитектурных ансамблей Сенатской, Дворцовой, Михайловской, Александринской площадей, Стрелки Васильевского острова. Над памятниками архитектуры трудились:
- К. И. Росси (Елагин дворец, Аничков дворец, здание Сената и Синода, Михайловский дворец, Александринский театр);
- А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
- Дж. Кваренги (Смольный институт);
- А. Н. Воронихин (Казанский собор, дом Государственного казначейства);
- Ж. Тома де Томон (здание биржи с ростральными колоннами);
- О. Монферран (Исаакиевский собор, Александровская колонна);
К середине 1830-х годов в городе действовало 300 фабрик и заводов, а к концу столетия более 500 предприятий. На окраинах города построены заводы: Балтийский, Путиловский, Обуховский. Росли жилые и индустриальные районы на Выборгской стороне, за Нарвской, Невской, Московской заставами, формируется многоэтажная застройка с доходными домами в центре.
Важным событием было строительство железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село в 1836 году. 18 августа 1851 года в Москву из Петербурга отправился первый пробный поезд, вскоре сообщение стало регулярным. В 1837 году был возведен Царскосельский вокзал, в 1850-х годах — Варшавский, Балтийский, Николаевский вокзалы, а в 1870 году — Финляндский вокзал. В 1885 году завершилась постройка Морского канала и порта на Гутуевском острове. Для организации водоснабжения в1863 году в городе начали прокладывать водопровод. К середине 1890-х годов действовало больше двух десятков высших учебных заведений.
В 1897 году население столицы составило 1 265 000 жителей, а к 1914 году превышало 2 миллиона.
Начало XX века и переименования
На судьбу Санкт-Петербурга повлияла Первая мировая война. В августе 1914 года город был переименован в Петроград. К 1917 году возникли проблемы со снабжением. Массовые народные выступления 23—27 февраля 1917 года завершились отречением Николая II и падением монархии. 25 октября 1917 года в ходе Октябрьской революции власть в городе взяли большевики, Петроград стал столицей Российской Советской Республики. Затем правительство В. И. Ленина переехало в Москву, и 5 марта 1918 года город утратил столичный статус.
26 января 1924 года II Всесоюзный съезд Советов СССР переименовал Петроград в Ленинград.
Советский и постсоветский период
К 1920 году население города составляло 722 тысячи человек. В 1923 году в городе началось жилищное строительство. В 1930-е годы шло благоустройство Крестовского и Елагина островов с выходом к Финскому заливу.
В 1931 году Ленинград был выделен в отдельную административную единицу — город республиканского подчинения РСФСР. К 1937 году разработан генеральный план Ленинграда, предусмотревший развитие в южном направлении до Пулковских высот. В1939 году началось строительство кварталов на Малой Охте, в Автове, Ивановской улице и на Международном проспекте. В 1932 году открылся аэропорт Пулково. Убийство первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), члена Политбюро ЦК ВКП(б) С. М. Кирова1 декабря 1934 года положило начало Большому террору.
Героизм и ленинградцев проявился во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года блокировал Ленинград. Почти 900 дней в условиях блокады жители удерживали город. За время блокады погибло до 1,5 миллиона человек. Только 3 % погибли от бомбёжек или артобстрелов; 97 % умерли от голода. В результате наступления 18 января 1943 года кольцо блокады было прорвано, но лишь 27 января 1944 года блокада была снята полностью.
Сразу началось восстановление города. В 1950 году в строй вступил стадион имени Кирова. В 1950-х годах создавались архитектурные ансамбли: площади Калинина, площади Ленина, Комсомольской площади; законченный облик обрели проспект Энгельса, Московский проспект, проспект Стачек, Приморский проспект, Среднеохтинский проспект. 15 ноября 1955 года сдана первая очередь метрополитена.
В 1991 году 54 % горожан на референдуме высказались за возвращение городу первоначального названия. 12 июня 1991 года мэром города был избран Анатолий Собчак, с 1996 года исполнительную власть осуществляет администрация Санкт-Петербурга, формируемая губернатором.