Историография - специальная историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки.
В историографии октябрьской революции 1917 года можно выделить такие направления:
- Советская историография;
- Эмигрантская историография;
- Западная историография;
- Современная отечественная историография.
Советское направление
Самыми первыми историками революции были ее участники, в основу их работ легло мировоззрение, а не научные методы.
В.И. Лениным были заложены определенные подходы, на 70 лет определившие тенденции развития советской исторической мысли:
- буржуазный характер революция февраля 1917 года;
- социалистический характер революция октября 1917 года;
- незрелость экономического развития России к началу революции;
- главенство политики в экономике (активная надстройка).
Еще одним этапом в советской революционной историографии была революционная публицистика (Каменев, Бухарин, Зиновьев).
В 20-е годы начали появляться научные исследования советских историков.
М. Покровский писал о закономерности октябрьской революции, преувеличивая экономическое развитие России (оправдывая тем самым теорию формаций), о ключевой роли пролетариата.
В целом 20-е годы характеризовались относительной свободой печати, не очень строгой цензурой, что подтверждается публикацией произведений белых в этот период. История перестала быть наукой в этот период и в большей степени стала идеологией и политикой. Публиковались воспоминания сподвижников Ленина, боровшихся за власть, и они припоминали друг другу все грешки.
В конце 20-х годов устанавливается культ личности Сталина, а к началу 30-х годов появилась стройная доктрина, состоящая из выжимок формационной теории. Ее ключевые тезисы:
- В начале 20 веков капитализм вступил в завершающую стадию, создав тем самым предпосылки для социалистической революции. Капитализм, таким образом, был преградой прогресса;
- Россия в целом отставала от передовых западных стран и была страной среднего развития;
- Субъективным фактором победы социалистической революции стала роль пролетариата под руководством большевиков.
Положения доктрины были выражены в учебнике «История ВКП(б). Краткий курс». Эта доктрина существовала до ХХ съезда КПСС. После 1956 года было решено вернуться к ленинской концепции, но это не дало результатов, после начали глубоко изучать революцию, социальные процессы, экономику, неэффективную политику царского и временного правительств. При попытках выйти из рамок особого прорыва не случалось. Можно ыделить новые тенденции:
- Экономика России накануне революции была многоукладной (феодализм и капитализм);
- Революция была подготовлена не только большевиками, но и другими социалистами;
- Октябрьская революция была предпосылкой к социализму.
Но новые тенденции в исследовании революции быстро свернули, не дав дискуссии развернуться на страницах журналов.
В середине 80-х годов предпринимались попытки пересмотреть революцию, однако развал Союза не дал этой тенденции развиться.
Эмигрантское направление историографии
Эмигрантская историография:
- Либеральная;
- Умеренно-социалистическая.
Либеральные эмигранты по-разному смотрели на революцию. Некоторые считали, что февральская революция была просто переворотом в котором вина царя, царицы, Распутина. Также была версия, что переворот был подготовлен военными, которые считали, что Николай II не в состоянии привести страну к победе.
Лидер кадетов П.Н. Милюков в эмиграции написал книгу «История II русской революции», в которой высказал следующие положения:
- Революция в России была случайна;
- Революцию было можно предупредить реформами;
- Временное правительство потерпело поражение из-за большевиков.
Милюков сравнивал революцию с бунтами 17-18 веков, когда темная масса была руководима харизматичными лидерами.
В.А. Маклаков писал, что Россия могла бы жить мирно, если бы императоры Александр III и Николай II реализовывали либеральные реформы. Он отмечал, что царизм и либералы были должны пойти на союз, и тогда Россия могла пойти по пути последовательных преобразований. Но перейдя в оппозиционный правительству лагерь либералы совершили ряд ошибок:
- Выдвинули радикальные требования;
- Использовали Государственную думу для выступлений против власти.
Это стало главными факторами поражения либерализма.
Н. Л. Бердяев выдвигал свои предположения о революции:
- В революции виноваты все слои населения;
- Русскому народу либерализм чужд, доктрина либерализма в России была утопична;
- Большевистские лозунги пришлись большинству по душе.
Лев Карсавин писал, что в большевиках индивидуализировалась народная воля.
Умеренно-социалистическое направление пишет о февральской революции как о народной, а октябрьскую революцию находит заговором и насаждением социализма.
Керенский, Чернов, Авксеньтьев писали о революции как о бунте солдат против войны, что после революции центристы и либералы могли работать вместе, однако все преследовали свою линию и в результате большевики победили.
Западная историография
На западе до второй мировой войны не было серьезных работ по российской истории. Только после победы СССР появляется направление советология. На западе не было единого мнения о революции 1017 года. Такие историки как Исаак Доичер и Эдвард Карр в своих работах показывали положительные факты развития Советского Союза.
Когда в США зародилась политология, Адам Улом в работе с названием «Большевики» становится основателем тоталитарной концепции в отношении коммунистической России. Основные положения концепции:
- Октябрьская революция была результатом заговора;
- Большевики были злостными манипуляторами, которые все задумывали с самого начала;
- Сталин являлся верным учеником Ленина, продолжавшим его линию.
В 60-е годы сложилось новое направление – ревизионизм. В рамках ревизионизма больше изучалось общество, чем власть. Расцвет ревизионизма пришелся на перестройку.
Современная отечественная историография
Представители современной отечественной исторической науки расходятся в оценках революции. Волобуев пишет о том, что революции могло и не случиться, если бы не война. Шалахаев говорит, что к революции не было предпосылок. Революцию породили быстрые темпы военной модернизации. Булдаков, занимающийся психоисторией, писал, что люди в революцию просто пытались выжить, не имея каких-либо установок.