Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Источники Русской Правды «Закон русский», уставы Ярославичей, покон вирный и устав мостников

Закон Русский

Определение 1

Закон Русский (X век) — это обычное право Киевской Руси, упомянутое в договорах Византии и Руси, в Русской Правде.

Является ранним устным источником русского права.

Восходит к племенной эпохе в жизни восточных славян. В X веке был сложным источником права, применявшимся в княжеской судебной практике.

Большинство исследователей (О. Чистяков, И. Исаев) полагают, что Закон Русский являлся устным источником права: не известны упоминания о конкретном письменном законе ранее X века, а ранние княжеские законы — «уроки» и «уставы» использовались по памяти. В свою очередь, Н. Карамзин считал возможным существование в Древней Руси письменного закона.

Иную точку зрения представил В. Ключевский, полагавший Закон Русский правом городовой Руси, сложившимся в варяжско-славянской среде торговых городов в IX—XI веках.

Похожей позиции придерживался и И. Петров, в последних монографиях уделявший особое внимание древнерусскому торговому праву.

Нормы «Закона русского» были использованы при составлении Русской Правды (Пространной и Краткой редакций). В основном это были нормы уголовного права (телесные повреждения, убийство, поджог, виды кражи).

Правда Ярославичей

Определение 2

Правда Ярославичей — это древнерусский кодекс преимущественно уголовных правовых норм, часть Русской Правды, принятая сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом.

Обычно датируется началом 1070-х годов. Применялся предположительно в княжеском домене.

Впоследствии он входит в состав Краткой редакции Русской Правды, представляя вторую ее часть, статьи 19—41. Эти статьи в измененном виде позднее вошли в Пространную редакцию Русской Правды.

Первоначальный текст не сохранился. Известна в составе Краткой редакции Русской Правды в двух списках XV века и нескольких XVIII—XIX веков, связанных с В. Татищевым. Древние тексты включены в списки Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 годом. Академическим списком летописи изложение доводится до 1441 года и датируется 1440-ми годами. Археографический (Комиссионный) список летописи изложение доводит до 1446 года, А. Шахматовым датируется 1453-1462 годами. В конце Комиссионного списка помещен юридический сборник, в частности содержащий Пространную редакцию Русскую Правду.

«Источники Русской Правды «Закон русский», уставы Ярославичей, покон вирный и устав мостников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

М. Свердлов Правду Ярославичей считает следующим этапом в развитии светского древнерусского права после Правды Ярослава. Большинство норм памятника заимствовано из продолжавшей применяться устной правовой системы, но в составе Правды Ярославичей эти нормы изменялись и ограничивались применительно κ защите княжеского хозяйства. По мнению А. Зимина, источниками Устава Ярославичей были отдельные княжеские распоряжения, а также «уставы и уроки» эпохи Ольги и Владимира Святославича.

Согласно мнению большинства исследователей, Правда Ярославичей, как следует из ст. 19 Краткой редакции, была издана Изяславом, Святославом и Всеволодом после смерти Ярослава. По мнению А. Зимина, И. Стратонова, Свердлова, из анализа текстов Краткой и Пространной редакций следует, что законодательная деятельность Ярославичей велась еще при жизни отца. По версии Зимина, Устав был составлен на исходе правления Ярослава и принят на съезде Ярославичей. Свердлов полагал, что издание Домениального устава произошло при Ярославе Мудром, поэтому существующий заголовок появился ошибочно, а законодательная деятельность Ярославичей ограничена лишь запретом на кровную месть.

По мнению А. Зимина, Устав Ярославичей по содержанию существенно отличается от Правды Ярослава. Он является комплексом распоряжений, касавшихся домениального хозяйства князя, и не распространялся за пределами домена. Задачей Устава была защита владений князя, его слуг, челяди и скота от покушений окрестного населения. Ярославичи установили двойную виру за убийство княжеских администраторов. К установлениям добавлены уже действовавшие распоряжения относительно княжеского домена.

Согласно Зимину, текст Устава Ярославичей не полностью сохранил комплекс княжеских домениальных постановлений первой половины XI века, о чем говорят нормы Пространной Правды, касающиеся княжеского хозяйства. Неполнота может быть объяснена тем, что законодателями использовался один из текстов предшествующего устава с неполными записями распоряжений по княжескому домену, либо нормы представляли собой отдельные устные или письменные княжеские решения и к этому времени не были сведены воедино.

Правда Ярославичей, по мнению Зимина, принята на княжеском съезде в 1072 году. Она провозглашала ликвидацию правила кровной мести и утверждала виры и продажи. В ее основу легла Древнейшая Правда. В тексте памятника использован княжеский Устав Ярославичей, нормы которого приобрели общегосударственный характер. Правда Ярославичей в целостном виде, согласно Зимину, не сохранилась, он выделял ее текст из первой части Пространной редакции. По предположениям ученого, памятник назывался «Суд Ярославль Володимеричь. Правда русьская» (заглавие первой части Пространной редакции), так как Ярославичи пытались представить ситуацию так, что они подтверждают законы отца. Позднейшие дополнения «Суда Ярославля Володимерича» сделаны в ходе редактирования Пространной редакции, при этом некоторые части Правды Ярославичей были перемещены во вторую часть Пространной редакции (ст. 65). Составителями Правды Ярославичей была впервые осуществлена задача создания общегосударственного кодекса, который содержал бы основные нормы уголовного права.

Покон вирный

Определение 3

Покон вирный — это закон, включенный в Краткую и Пространную редакции Русской Правды, по которому на население возлагалась обязанность содержать вирника, который приезжал собирать виру (налог, но не дань).

Вирники получали большие порции птицы, мяса, рыбы, сыра, солода или могли взять деньгами определенную сумму. Одновременно подчеркивалось, что муку, хлеб, пшено следует брать лишь на еду и корм коню, а не для продажи. Это указание на то, что вирник не получал княжеского жалования. Покон вирный — рудимент полюдья, только в локальном масштабе, что после выльется в формирование системы кормлений.

Закон предположительно издан в 1024-1026 годах.

Урок мостникам

Эта норма Русской правды (ст. 43 Краткой редакции, - ст. 91 или 97 Пространной редакции) устанавливала размер платы мостнику за ремонт или строительство моста. Возможно, на основании «Урока» расценивались работы по ремонту и строительству мостовых. Появился в Новгороде Великом на рубеже 11-12 веков.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot