Губернатор (в дореволюционной России) — это непосредственный начальник губернии, первый блюститель прав верховной власти и точного повсеместного исполнения уставов, законов, высочайших повелений, указов сената и других предписаний начальства.
В портовых городах (Кронштадте и Николаеве), а также в некоторых местностях на окраинах государства или местностях населённых казаками была введена должность военного губернатора.
Полномочия губернаторов
Объём власти губернатора зависел от того, введены ли в действие в его губернии земские учреждения, судебные уставы, и судебно-административная реформа 1889 года.
Согласно Судебным уставам губернатор устранялся от участия в свершении правосудия.
Земское положение 1864 года предоставило губернатору право надзора за земским самоуправлением. В 1890 году новое земское положение к надзору присоединило право значительного вмешательства в земские дела. Однако эти положения лишали губернатора роли хозяина, каковым он являлся в неземских губерниях. Изданное в 1889 году Положение о земских участковых начальниках увеличило влияние губернатора на уездное управление и вновь предоставило ему судебную роль в качестве председателя губернского присутствия.
Губернаторская власть была значительно усилена тремя положениями.
Положением комитета министров от 22 июля 1866 года губернаторам предоставлялось:
- право внезапной и общей ревизии в административных местах гражданского ведомства (за исключением изъятых особыми правилами);
- право не соглашаться на определение на службу, перевод или перемещение чиновников, если он полагает их неблагонадежными, а также аттестовать чиновников при представлении к наградам;
- право вызывать и приглашать всех служащих в губернии, несмотря на их сравнительное, по чину или классу должности, старшинство;
- право всеми мерами прекращать что-либо противное общественному порядку (закрытие собраний, клубов, артелей).
Положением комитета министров от 13 июля 1876 года губернаторам давалось право издавать в пределах ведомства постановления в видах успешного и правильного исполнения, согласно с местными условиями, узаконений об общественном порядке, благочинии и безопасности.
Положением 1881 года об усиленной охране губернаторы облекались в местностях, где введена охрана, обширной карательной властью.
В то же время, правила 27 марта и 11 мая 1890 года о взаимоотношениях гражданских и военных властей поставили губернатора ниже начальника дивизии. Даже командир бригады, если он по чину старше губернатора, не представлялся ему, а лишь делал визит.
Комиссия для переустройства местного управления под председательством статс-секретаря Каханова предполагала возвести губернаторскую должность в III класс и этим поставить его выше местных гражданских и военных властей.
Обязанности губернаторов
Губернатор был председателем местных установлений:
- губернского правления;
- губернского статистического комитета;
- губернского присутствия (или губернского по крестьянским делам присутствия);
- губернских присутствий по городским и земским делам, по фабричным делам, по питейным делам, по воинской повинности.
Также губернатор председательствовал в губернских лесоохранительном и распорядительном комитетах, в комиссиях народного продовольствия и приказах общественного призрения, где такие учреждения сохранялись. Если губернатор имел местопребывание в портовом городе, он председательствовал в особом присутствии по портовым делам.
С 1804 года губернаторы были обязаны представлять в столицу ежегодные отчеты, освещавшие состояние территории.
Губернаторские отчеты
Губернаторские отчеты – это вид отчетной документации местных властей перед центральной властью в 1804-1914 годах.
На протяжении первого времени для данного документа не существовало единого названия: губернаторы могли называть его, опираясь на формулировки распоряжений, например, так: «подробные сведения о положении частей к министерству внутренних дел принадлежащих», «сведения о положении частей Министерству внутренних дел принадлежащих по управлению губернией». Общее место было то, что губернаторы говорили «сведения», а не «отчет». Официальное название было закреплено только в 1837 году в «Общем наказе гражданским губернаторам» Теперь документ назывался «отчет о состоянии губернии и управлению ею».
Первые отчеты составлены за 1804 год, а регулярно начали поступать с 1838 года. Подача отчетов прекращается с Первой мировой войной: последние отчеты составлены за 1914 год. Нормативных актов о прекращении подачи отчетов нет; правительство не желало отказываться от такого информационного канала между центральной и местными властями и в 1915 году разработало новый проект губернаторского отчета, однако он не был реализован.
Формуляр отчета на протяжении века менялся не раз. Первоначальный формуляр обуславливался задумкой возникновения отчетов: они выступали как подспорье в составлении отчетов министерств. Затем идея изменилась, и структура была выстроена не в соответствии с министерским делением, а на многогранном описании территории. Наиболее детально изменения формуляра изучил Б.Г. Литвак.
Сейчас существуют представления о сборе информации и составлении отчета во второй половине XIX века. Приготовление начиналось с рассылки административным учреждениям предложений о доставке сведений. Срок представления данных каждый губернатор определял самостоятельно. Сведения представлялись по программам, изменяющимся в соответствии с циркулярами МВД.
Рассмотрение отчетов императором, а затем высшими и центральными учреждениями шло без регламентации. Составленные отчеты до 1837 года поступали в Комитет министров, после – императору напрямую через I Отделение Собственной Е.И.В. канцелярии. В дальнейшем порядок представления отчетов сохранялся (в 1896 году было предложение вернуть стадию рассмотрения в Комитете министров, но эта идея не нашла поддержки и воплощения).