Первая благотворительница России
Будущая императрица Мария Федоровна была старшей дочерью принца Фридриха Евгения Вюртемберг-Штутгардского. Её настоящее имя София Доротея Августа Луиза.
Девушка, воспитанная на произведениях Жан-Жака Руссо, была восторженной и сентиментальной. Екатерина Великая ещё до женитьбы своего сына Павла, хотела сосватать для него эту немецкую принцессу, однако девочке было всего 14 лет.
Великий князь Павел Петрович уже вдовец, встретился с Софией Доротеей в Берлине – молодые люди понравились друг другу и, вскоре принцесса стала невестой. После принятия православия и бракосочетания она получила имя великой княгини Марии Федоровны.
В истории Российской империи есть очень важная страница, связанная с именем императрицы – это становление благотворительности, которая включала три основных направления:
- народное просвещение,
- социальное обеспечение,
- здравоохранение.
Для императрицы благотворительность стала главным делом всей её жизни, которая была строго регламентирована. Она не терпела, когда опаздывали к обеду, и требовала закрывать двери, не позволяла фрейлинам сидеть без дела.
Мария Федоровна была одаренным человеком – занималась вышивкой, прекрасно рисовала, гравировала, работала с полудрагоценными камнями. Помимо этого вела книгу всех доходов и расходов.
Все свои идеи будущая императрица смогла реализовать в Гатчине и Павловске – загородных резиденциях, которые были подарены великокняжеской чете государыней Екатериной II.
До восшествия на престол Павла I Мария Федоровна была просто матерью многочисленного семейства, но воспитания первых сыновей – великих князей Александра и Константина её полностью лишили. После их рождения Екатерина Великая сразу взяла их в свой дворец и руководила их образованием и воспитанием. Титул императрицы Мария Федоровна получила после смерти Екатерины II с вступлением на престол мужа Павла I.
Марии Федоровне 2 мая 1797 г. было дано императорское поручение начальствовать над Воспитательными домами в Москве и Петербурге и над «Воспитательным обществом благородных девиц». Сразу поняв важность возложенной обязанности, она с большим энтузиазмом и ответственностью взялась за это дело.
Незаурядные организаторские способности императрицы сразу обнаружились. Первые шаги были начаты с крупных пожертвований – Обществу благородных девиц и его мещанскому отделению она пожаловала 15 тыс. рублей. Воспитательный дом был взят под личный контроль императрицы, на содержание грудных младенцев с кормилицами Мария Федоровна из своих средств назначила по 9 тыс. рублей.
Императрица Мария Федоровна, таким образом, создала систему учебно-воспитательных учреждений для представителей разных сословий и была заботливой попечительницей, вникавшей во все подробности их жизни.
Благотворительная деятельность императрицы
Императрица основную свою деятельность направляла на помощь детям, инвалидам, вдовам, престарелым.
Все образовательные и благотворительные заведения ВУИМ – это «Ведомство учреждений государыни императрицы Марии», содержались за счет казны, частных пожертвований, средств государыни.
Ведомство постепенно превратилось в особую отрасль социального обеспечения. Сеть учреждений Ведомства быстро росла, так в 1797 г. появилось училище для бедных сирот на 50 человек и родильный госпиталь на 20 коек для неимущих женщин.
При этом училище образовали институт повивальных бабок и 22 ученицы находились на полном пансионе. Для дочерей бедных дворян и чиновников в 1798 г в Петербурге, а затем и в Москве открылся Институт Ордена святой Екатерины.
На обустройство этого института в Москве Мария Федоровна выделила из собственных средств 17 тыс. рублей, а будущий император Александр I пожертвовал 30 тыс. рублей.
Дом призрения учреждается в Гатчине в 1802 г на 80 человек для бедных людей императорских вотчин, а в следующем 1803 г. в Москве и Петербурге по указу императора учреждены Мариинские больницы для бедных и два дома для вдов.
В Санкт-Петербурге в 1806 г. по инициативе императрицы был заложен Смольный институт, возведение которого закончилось в 1808 г.
Первоначально институт располагался в помещении Смольного монастыря.
Не оставалось без внимания императрицы санитарно-гигиеническое состояние воспитательных домов.
На содержание кормилиц воспитательных домов ежегодно выделялась дотация из собственных средств императрицы в размере 9 тыс. рублей. Часть младенцев размещали за плату в крестьянские семьи – это было начало института патроната.
В отдельных районах Петербурга и Москвы с 1809 г были созданы специальные приемные для подкидышей, где их кормили, одевали и доставляли в воспитательные дома. В Гатчинском воспитательном доме насчитывалось 600 воспитанников, куда помещались дети, отданные на патронат с 7 лет.
Для крестьянских детей в Смоленской губернии была устроена сельскохозяйственная колония, где насчитывалось 576 крестьянских дворов. В течение 4-х лет, начиная с 1821 г., в колонию направили 364 питомца из воспитательных домов.
Прибывшим в колонию давали новый дом с мебелью, сельхозинвентарь, корову, лошадь с повозкой и для посева семена. До первого урожая поселенцы снабжались необходимым продовольствием.
Незадолго до своей кончины императрицей была устроена ещё одна колония в Саратовской губернии. Здесь Мария Федоровна купила 23 тыс. десятин необработанной земли, где планировала построить 5 деревень по 100 дворов каждая для 500 молодых семей – это должны были быть питомцы воспитательных домов, вступившие в брак.
Молодые получали полное приданое – одежду, белье, домашнюю утварь и 45 рублей. Для помощи в хозяйстве каждая молодая семья должна была взять 10-летнего ребенка из воспитательного дома с целью их разгрузки.
Первые 6 лет молодые семьи освобождались от податей и повинностей. Исключением была обработка общественного поля, урожай с которого шел на образование зернового сельского склада на случай неурожая.
В селе Николаевском находилось главное управление сельскохозяйственными колониями, там же была ссудная касса для колонистов и магазин с необходимыми и дешевыми товарами.
В селе была церковь, аптека, врач, повивальная бабка, две школы, где давали начальное образование, обучали ремеслам и рукоделию.
Под запретом находилось открытие питейных заведений. Через 6 лет молодые поселенцы должны были платить ежегодно государственную подать по 7,5 рублей, а через 8 лет они уравнивались с казенными крестьянами и платили подать уже по 15 рублей в год.
Кроме этого молодые поселенцы освобождались от подушного оклада на 12 лет, а от рекрутского набора на 40 лет.
Образование женщин при Марии Федоровне
Развитие системы российского женского образования тоже является заслугой Марии Федоровны, которая считала, что главная его цель заключается в подготовке детей к жизни.
По мнению императрицы много знаний может принести много вреда, поэтому главным является научить девочек воспитывать детей, соблюдать бережливость в расходах, вести домашнее хозяйство.
Из институтов должны выходить хорошие жены, матери и хозяйки, так думала императрица.
Для девочек из небогатых и незнатных дворянских семей в 1798 г было основано училище – Екатерининский институт для благородных девиц, цель которого – воспитать «добрых и полезных матерей семейств».
Пожертвования для его открытия внесла вся семья императрицы. К жизни института императрица проявляла особый интерес, приезжала ежедневно и вникала во все его подробности.
В 1802 г. для девочек из потомственных дворянских семей был основан институт в Москве, а в 1804 г. в этом же институте появилось мещанское отделение для девочек из простых сословий.
Учреждение Мещанского училища расширяло круг лиц и делало его доступным для низших слоев населения. Училище ставило задачу – дать знания девочкам, которые бы пригодились им в дальнейшем и стали средством для пропитания, подспорьем их родителям, пошли на пользу обществу.
В Петербурге были открыты и другие училища для женщин, так, например, в 1797 г открылось сиротское училище для девочек из семей разночинцев, мещан, ремесленников, купцов, священников и придворных.
Училища для женщин появились в Симбирске, Харькове, Одессе, Полтаве и все они были основаны императрицей Марией Федоровной.
От девочек императрица требовала скромности во всем, но не позволяла экономить средства на пище и одежде.
Выпускницы училищ получали приданое из 14 предметов – это был набор необходимой одежды.
К середине XIX века в Ведомстве императрицы, которое просуществовало до 4 марта 1917 г., было 365 учебных и благотворительных заведений. После революции Ведомство императрицы было упразднено и передано Министерству народного просвещении