Предпосылки и цель городской реформы
Реформа городского самоуправления 1870 года – либеральная императорская реформа с целью получения населением города права на управление хозяйством города.
Необходимость реформирования городского управления вызвана проведением крестьянской реформы и отменой крепостничества. В результате чего, новый общественный уклад требовал гибкого и грамотного управления страной. Централизованное управление все больше тормозило развитие отдаленных регионов, поэтому ряд полномочий в управлении городом было решено передать на места.
В 1862 году страна готовилась к проведению реформы - создано 500 комиссий в уездах и губерниях для выработки предложений и улучшения городских условий.
В 1864 году выпущено «Городское положение» по результатам комиссионных выводов и рекомендаций. Руководителем данного проекта, Александр II назначил П.А. Валуева, который направил изданное положение в государственный совет, с утверждением которого, правило равных сословных выборных прав так же было принято.
Содержание городской реформы
-
Городское управление. Статьи данной главы вводили основные положения и принципы управления городами и страной в целом:
- Внешнее благоустройство;
- Продовольственное обеспечение;
- Безопасность;
- Строительство и введение дополнительных учреждений (бирж, банков, пристаней и пр.).
Основной функцией избрания стал выбор один раз в четыре года гласных на места в городскую думу. В думу могли попасть любые избранные народом и наделенные избирательными правами граждане.
Основное правило: избрание – 2/3 христиан в управлении, а городской глава в обязательном порядке должен был принять христианство.
К задачам Городской Думы отнесли:
- Назначение избранных к управлению;
- Определение размера содержания Городской Думы и управляющих ей;
- Определение размера городских сборов и налоговых платежей.
Задачами Городской Управы назначались: составление смет и сбор данных для управления, отчет перед Думой в своих действиях и расходах. Управа могла посчитать решение думы незаконным, и в дела управления вступал губернатор.
-
Проведение выборов в Городскую Думу.
Определение 2Городская Дума – бессословный орган управления городом.
Городские Думы введены в 506 городах России, что так же было зафиксировано в «Городском положении». Состав в Думу формировался один раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. Избирателями выступали подданные Российской империи старше 25 лет, обладающие собственным имуществом без задолженности по налогам и сборам.
Избиратель не мог быть судим или проходить в следственных мероприятиях на момент выборов. Список избирателей сортировался по величине налоговых поступлений от горожан и утверждался Городской Думой перед проведением выборных мероприятий. Первую и вторую избирательную группу составляли плательщики 1/3 налоговых сборов, в третий избирательный разряд включали остальных плательщиков
Городской глава избирался губернатором или министром внутренних дел из числа гласных тайным голосованием.
Итоги городской реформы
- Начало бурного роста в торговле и промышленности;
- Закрепление системы органов общественного управления;
- Приобщение всех классов и сословий к гражданской ответственности и культурному развитию;
- Подъем политического просвещения и культуры;
- Трудности в управлении, связанные с большим финансированием - основная часть дохода от налогов направлялась на затраты правительственного аппарата, безопасность и прочие инфраструктуры города.