Битва за Днепр — это серия взаимосвязанных операций в период Великой Отечественной войны, осуществленных ВС СССР на берегах Днепра во второй половине 1943 года.
С обеих сторон участвовало в битве до 4 млн человек, а протяженность фронта составила 750 километров. В ходе операции части Красной Армии форсировали Днепр, создав на правом берегу несколько плацдармов, и затем освободили Киев. Битва за Днепр является одной из крупнейших в истории.
Выбор сценария форсирования Днепра
В низовьях ширина Днепра достигает трёх километров, и то, что река в некоторых местах была запружена, увеличивало возможность разлива. Правый берег выше и круче левого, что усложняло переправу. В дополнение, противоположный берег согласно директивам вермахта был превращён немецкими солдатами в комплекс фортификационных сооружений.
Столкнувшись с такой ситуацией, командование советской армии имело два варианта форсирования Днепра. Первым была остановка армии на восточном берегу и стягивание дополнительных сил к местам возможных переправ, что дало бы время на обнаружение слабого места в немецкой оборонной линии и атаки в этом месте (не обязательно в низовьях). Затем планировался массированный прорыв и окружение линий немецкой обороны, выдавливание немецких войск на позиции, на которых они будут неспособны оказывать сопротивление (действия, похожие на тактику сил вермахта при преодолении французской Линии Мажино в 1940 году). Такой вариант давал немцам время для стягивания дополнительных резервов, для укрепления обороны и перегруппировки войск для отражения атаки советских сил в соответствующих местах. Также это подвергало советские части опасности атаки со стороны немецких механизированных частей — это было наиболее действенным оружием немецкой армии с 1941 года. Этот вариант мог привести к огромным потерям, а, при некоторых условиях, к окружению и уничтожению частей советской армии, и затем к необходимости заново проводить операцию по форсированию.
Второй вариант представлял собой нанесение немедленного массированного удара, и форсирование Днепра по всему фронту. Такой вариант не оставлял немцам времени на окончательное сооружение «Восточного вала» и на подготовку отражения удара, но вёл к более крупным потерям советских войск.
Советские войска занимали берег на протяжении 300 километров. Все штатные плавсредства были использованы, но их катастрофически не хватало. Поэтому основные силы форсировали реку на подручных средствах: импровизированных плотах, рыбацких лодках. Большой проблемой являлась переправа техники: на многих плацдармах её не смогли быстро переправить в достаточном количестве, что привело к затяжным боям и увеличило советские потери. Вся тяжесть форсирования ложилась на стрелковые части.
Форсирование реки
Первый плацдарм на правом берегу был занят 22 сентября 1943 в северной части фронта в районе слияния Днепра и Припяти. Практически одновременно аналогичного успеха южнее Киева добились 3-я гвардейская танковая армия и 40-я армия Воронежского фронта. 24 сентября ещё одна позиция была отвоёвана недалеко от Днепродзержинска, 28 сентября — рядом с Кременчугом. К концу сентября было создано 23 плацдарма на правом берегу Днепра, некоторые из них — достигали 10 километров в ширину и два километра в глубину. Всего к 30 сентября Днепр форсировали 12 армий. Также были организованы многочисленные ложные плацдармы, целью которых являлась имитация переправы и рассредоточение огня немецкой артиллерии.
Затем советские войска создали на завоёванных плацдармах новый укрепрайон, фактически закопавшись от огня противника в землю, и прикрывая огнём подход сил.
Значительную помощь войскам в ходе форсирования оказали партизаны: в боях за Днепр приняли участие 17 тысяч украинских партизана, которые совершали нападения на немецкие подразделения, вели разведку, служили проводниками.
Защита плацдармов
Немецкие войска контратаковали советские части, переправившиеся на правый берег, пытаясь сбросить их в Днепр. Артиллерия и авиация непрерывно наносили удары по переправам, делая невозможным в дневное время форсирование, доставку боеприпасов и вывоз раненых. Советские войска, занимавшие небольшие плацдармы, не имея тяжёлого вооружения, несли большие потери, испытывали недостаток боеприпасов, питания и других видов снабжения.
Переправа у села Бородаевка, упоминаемая в мемуарах командующего Степным фронтом маршала Конева, подверглась мощному авиационному и артиллерийскому воздействию противника. Постоянно и безнаказанно немецкие бомбардировщики бомбили переправу и находящиеся у реки советские части. В связи с этим Конев указывает на недостатки в организации авиационного прикрытия со стороны командования 5-й воздушной армии. Лишь его личное вмешательство позволило организовать надлежащим образом работу авиации, а приказ о концентрации в районе переправ армейской и корпусной артиллерии обеспечил артиллерийскую поддержку и позволил стабилизировать ситуацию.
Форсирование Днепра, захват плацдармов реки и их удержание сопровождались тяжелыми потерями. К началу октября некоторые дивизии имели 20% от штатной численности.
Усилия Красной Армии увенчались успехом — в ходе боёв, продолжавшихся в течение октября, плацдармы были удержаны, большинство— расширено. На плацдармах скапливались силы для возобновления наступления с целью освобождения Правобережной Украины.
Наиболее важным оказалось то, что немецкое командование использовало последние резервы. К началу Никопольско-Криворожской операции занимавшие первую позицию шесть пехотных дивизий 6-й немецкой армии представляли собой боевые группы, в двух танковых дивизиях оставалось лишь 5 танков. К началу наступления на Киев личный состав 11 пехотных дивизий 4-й армии по равнялся полкам. Положение 4-й армии вынудило командование вермахта передать ей из состава 8-й армии две мотодивизии две пехотные и две танковые дивизии, что создавало к окружению и разгрому немецких войск в ходе Корсунь-Шевченковской операции.