Консервативное дворянство
Под воздействием культурных преобразований во второй половине $XVIII$ в. в Российской империи стали формироваться различные общественные течения, переработавшие знания и опыт европейской культуры, и в большинстве своем находившиеся под влиянием идей Просвещения. В основном, представители этих складывающихся течений являлись выходцами из элиты – дворянами. Они обсуждали как деятельность правительства и монарха, так и отдельные проблемные вопросы, например, крепостное право.
Как и в европейском обществе, в России выделяются консервативное и либеральное течения. К первому принадлежали, в основном, представители древнейших родов, не вполне довольные реформами Екатерины II.
Казалось бы, при Екатерине II дворянство поднялось на самую вершину иерархии, однако в этом вопросе были свои нюансы – императрица стремилась к сосредоточению власти в собственных руках, поэтому определенная часть дворян заметила явное отстранение от управления (так, былую власть потерял главный государственный орган – Сенат). Кроме того, Жалованная грамота $1785$ г. сравняла всех дворян в правах, во внимание более не принималась древность рода и т.п.
Из тех, кто критиковал политику Екатерины II – просвещенный абсолютизм – отметим Щербатова М.М. Он настаивал на активном участии дворянства в политике, а также был весьма обеспокоен положением сельского хозяйства в стране. Щербатова, знатного дворянина и деятельного участника Уложенной комиссии не устраивало новое положение Сената, фаворитизм Екатерины II.
Вообще, Михаил Михайлович большую ответственность за беды в обществе возлагал на нравственность, которая, по его мнению, пала. Щербатов был убежден в необходимости сохранения крепостного права в связи с тем, что сельское хозяйство – основа благосостояния страны, а климатические, социальные и экономические условия не позволяли развивать его иным способом, кроме труда крепостных.
Мнения о крепостном праве
В эпоху Екатерины II большинство общественных деятелей и мыслителей продолжали воспринимать крепостное право в России как нечто естественное и неотъемлемое, несмотря на то, что эти люди имели представление о других вариантах строения общества.
Так, П.И. Панин предоставил Екатерине II записку со своими соображениями по крестьянскому вопросу, в которой предлагалось бороться с жестокими помещиками, а также обозначить пределы повинностей и платежей для крестьян для устранения злоупотреблений. При этом подчеркивалось, что сам крепостной строй должен сохраняться.
С другой стороны, были и радикальные мнения.
Например, Новиков Н.И., считавший необходимым ликвидировать крепостничество, т.к. это, в первую очередь, бесчеловечная система.
По крепостному вопросу в Вольном экономическом обществе был проведен конкурс, в котором предлагалось дать развернутый ответ на письмо, где поставлен выбор для общества – свободные крестьяне с землей или владеющие только движимым имуществом. Самые категоричные ответы на поставленный вопрос были солидарны с мнением французских просветителей и предлагали освободить крестьян и раздать им землю.
Позиция Поленова А.Я. и то была признана слишком радикальной, его сочинение отказывались печатать в неизмененном виде, хотя он предлагал не ликвидировать крепостной строй, а установить строгие нормативы на повинности и платежи и предоставить возможность передавать по наследству земельные наделы.
А.Н.Радищев
Среди общественности екатерининской эпохи Радищева А.Н. следует выделить отдельно. Он происходил из знатной семьи, получил хорошее образование, путешествовал за рубеж, в России занимал ответственные должности. И, между тем, стал по сути первым российским революционером. Его взгляд на государственную систему сложился под влиянием идей Просвещения, а также событий восстания под руководством Емельяна Пугачева и Войны за независимость США.
Главным трудом Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он изложил свои взгляды. По мнению Радищева А.Н. Россия должна революционным путем свергнуть самодержавие, т.к. в нем корень всех бед.