Вопрос об истинности толкований Священного писания решается на церковном соборе. Если последователи признанного ложным учения не отрекаются от него, они изгоняются из лона церкви и считаются еретиками. Появление еретических движений относится к первым векам существования христианства. Еретики не пытались изменить текст Священного писания, но трактовали его иначе, чем это было принято церковью.
Ересь стригольников
Стригольничество — это религиозное движение, возникшее в XIV веке в Пскове и распространившееся на Новгород.
Источниками для изучения еретических течений являются послания обличителей и решения осудивших их церковных соборов. В Древней Руси еретические учения появились в начале XIV века. Самое мощное — ересь стригольников. Происхождение названия не выяснено. Одни исследователи полагают, что ересь получила название от стригалей шерсти, другие — что стригольники осуществляли особый обряд посвящения.
О ереси стригольников, возникшей в Пскове в первой половине XIV века, а затем перекинувшейся в Новгород, известно из посланий патриарха Нила и митрополита Фотия. В летописи сохранилась запись о казни в Новгороде трех стригольников в 1375 году, имена двух — дьякон Микита и дьякон Карп. Они обличали иерархию за мздоимство, нетрудовые доходы, безнравственность и отрицали истинность таинств исповеди и причастия, полагая, что священники не могут являться носителями «божественной благодати». В ереси отразилось стремление горожан к «дешевой церкви». Кроме того, сомнению подвергалась истинность представлений о загробной жизни. В результате государственных и церковных преследований ересь стригольников в XV веке исчезает. В целом о богословской стороне ереси известно мало и в ней прослеживается обращение к раннехристианским аскетическим идеалам.
Ересь жидовствующих
Ересь жидовствующих — это название ряда разнородных ересей, культивирующихся сформировавшейся в конце XV века, не однородной по социальному составу (великокняжеские дьяки, духовенство, дети боярские) и идеологической ориентации группе вольнодумцев.
Условно еретические учения можно разделить на антитринитарные, неортодоксально трактующие соотношение ипостасей Троицы, и христологические, которые толкуют соотношение в Иисусе Христе человеческого и божественного начал. В этой классификации новгородско-московская ересь относится к антитринитарным. Проповедники ереси критиковали с позиций наивного рационализма догмат троичности, как противоречащий догмату о единобожии.
По свидетельству активного обличителя ересей, Иосифа Волоцкого, в еретичество людей ввел еврей Схария, приехавший из Литвы. Ересь «открыл» архиепископ Геннадий. Преследования побудили вождей — попа Алексея и Наума перебраться в Москву, где в середине 1480-х годов образовался московский кружок еретиков. В Новгороде ересь распространялась среди рядовых священников, а в Москве она привлекла купцов и великокняжеских чиновников. Кружку первоначально благоволил Иван III. Еретики изучали сочинения, трактующие вопросы астрономии, логики, грамматики.
Предметом дискуссии стал вопрос о конце света, который ожидали на Руси в 1492 году от Рождества Христова (семитысячный от сотворения мира). Вера в конец света была так велика, что Пасхалия (календарь празднования Пасхи) рассчитана лишь до 1492 года. Еретики утверждали, что в этом году конца света не будет, сомневаясь вообще в его возможности. Важное место в учении московских еретиков занимало представление о свободе человеческой воли. «Лаодикийское послание» Федора Курицына начинается со слов: «Душа самовластна — заграда ей вера».
Жидовствующих роднило со стригольниками отрицание церковной иерархии, но новгородско-московские еретики также подвергли критике институт монашества, полагая его имеющим человеческое происхождение, а не Божественное. Собор 1490 года осудил часть еретиков, их отправили в Новгород, где архиепископ Геннадий подверг их некоему подобию аутодафе: с надписью на груди «Сатанинское воинство» и в берестяных колпаках их провели по городу, затем колпаки сожгли на головах, после чего еретиков били плетьми и отправили в заточение. Московский кружок уцелел до 1504 года, когда был осужден собором. Трое еретиков — Иван Курицын, Иван Максимов, Митя Коноплев — были сожжены на льду Москвы в деревянных клетях.
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
В истории русских ересей новый этап начался в середине XVI века, когда стали известны еретические взгляды дворянского сына Матвея Башкина и беглого холопа Феодосия Косого. Ересь была «обнаружена» дьяком Посольского приказа Иваном Висковатым, который намеревался уничтожить священника Благовещенского собора Сильвестра, участника «Избранной рады», который знал о взглядах Башкина. Однако Сильвестр оправдался, а Матвея Башкина, который довел принцип христианского равенства перед Богом до социального равенства (уничтожил кабальные записи холопов), был отправлен в Волоколамский монастырь в заточение.
В 1553-1556 годах на соборах также осуждалась ересь Феодосия Косого, который в 1540-е годы бежал в Заволжье и начал там проповедовать «новое учение». Ересь Феодосия в богословском плане относится к числу христологических, поскольку он настаивал, что Иисус Христос — человек, принесший истинное учение миру. Это была радикальная русская средневековая ересь, во многом схожа с протестантизмом. В Литве, куда бежали Феодосий и часть его последователей, она воспринималась как одна из протестантских.
Отрицая церковную иерархию и любую иерархию вообще, и не признавая церковных представлений об искупительной жертве, он учил добиваться истины «разумом и мужеством». Косой не верил в чудеса и святость, призывал не поклоняться мощам и иконам, считал заблуждением монашеский идеал. Реформаторские призывы нашли отклик у народа и привели к появлению феодосианских общин, основанных на принципах раннехристианского социального равенства.
Ереси расшатывали церковные устои, сеяли у прихожан сомнения в истинности вероучения, поэтому еретики вызывали у воинствующих деятелей церкви ненависть.