Особенности «Повести временных лет»
Основа спора о происхождении Древнерусского государства, который длится уже не одно столетие, – данные русских летописей. Если быть до конца объективным, начало спору положили сами летописцы в $X-XI$ вв., в нем выразилось противостояние Новгорода и Киева.
«Повесть временных лет» – древнейшая известная русская летопись, является сводом данных, предшествующей летописной традиции разных авторов. Отсюда вытекает тот факт, что в «Повести временных лет» существует три разных по факту и хронологически упоминания о варягах, а также два варианта происхождения Руси.
«Сказание о призвании варягов» вошло в новгородские летописи, а потом в одну из поздних редакций «Повести временных лет». Это сказание явно северного происхождения, связано оно с перемещениями народов по Волго-Балтийскому пути. Под первой датой, 859 годом, стоит некое изгнание «варягов» «за море», но смысл этого сообщения не ясен.
Необходимо отметить, что в «Повести временных лет» «варяги» – три разных народа. Раннее упоминание – о варягах, населявших территории от англов до «Симова предела», то есть от южной Ютландии до Волжской Булгарии, которые считались с $X$ века потомками Сима. Если проще, то в данном упоминании «варяги» – обозначение для всех, кто проживал по Волго-Балтийскому пути.
Следующее упоминание варягов внесено в летопись позднее, здесь «варягов» называют в одном перечне с племенами урман, руси, англов, готов, свеев.
Самая поздняя вставка в летопись делает уточнения населения побережий Балтийского моря, а следовательно, появилась она при тесных контактах Приднепровья и Балтики ($IX-X$ вв.). Здесь дается перечисление этносов «Варяжского» моря: русь, готы, англы, галичане, свевы, норманны (в значении норвежцев), варяги, волохи, римляне, немцы и т.д.
«Варины» или «вэринги»
Представляется необъяснимым, почему норманисты и антинорманисты в равной степени пропустили указание на то, что «варяги» русской летописи равны «варинам» или «вэрингам», которые были известны еще римлянам, и в $IV$ в. участвовали наряду с другими племенами во вторжении в Британию. Эти вэринги входили в союз ингевонов, которые как сейчас доказано, не были германцами. В этих племенах присутствует, как и во фризах, уральский компонент, проявляющийся, например, в именах.
Тем не менее, слово «варяги» совершенно определенно индоевропейского происхождения, и означает оно «поморяне». Имена «Варин» или «Варанг» признаются французскими филологами однокоренными – от одного значения «вода». «Вилла варангов» на Роне в Бургундии является памятью об участии родственных ингевонам бургундов и варинов в Великом переселении народов. «Северная марка» в $XI$ в. называлась еще «Маркой Вэрингов».
«Правда англов и вэринов» рубежа $VIII-IX$ вв. утверждает, что варины относятся к племени, в языковом смысле сочетающему уральские и индоевропейские черты, это племя еще не было ассимилировано славянами. Употребление «морских» этнонимов предполагало активность на воде, и здесь вероятнее всего речь о Северном море.
С середины $IX$ в. варины постепенно попадают под ассимиляцию появившихся на их территории славян, а к концу $IX$ века уже преобладает славянский язык. Вероятно, слияние славян с варинами произошло в связи с противостоянием нашествию франков и саксов.
В «Повести временных лет» первое упоминание варягов имеет территориальное значение, а не этническое. Скорее всего, так же употребляли это слово в Византии, потому что там «варяжская дружина» появилась раньше норманнов.
Рисунок 1. Путь из варяг в греки
Третий смысл варягов по летописи означал включение в число варяжских народов скандинавов как в число поморских. Летописец старался подчеркнуть, что имел в виду именно «Русь» путем противопоставления их готам, свеям и англам.
Таким образом, можно заключить, что в употреблении в летописи этнонима «варяг» могут быть разные смыслы и разные этносы. Скандинавы пришли на Русь не ранее, чем Ярослав Мудрый женился на Ингигерде, дочери шведского конунга. В эпоху Ярослава Мудрого в Византии появляются в дружине «варангов» норманны. Само название «варанг» предполагает балто-славянскую форму. «Бухта варангов» на севере Скандинавского полуострова граничила с «Мурманским», что значит норманнским, берегом. Море называлось «Варяжским» в России до XVIII века. Варяги же с $XII$ века получили дополнительное значение как «неправославные» или католики.
В переписке с Иваном Грозным Юхан $III$ связывал с Ярославом Мудрым приход шведов-«варягов» на территорию Руси. Иван Грозный же настаивал, что варяги были немцами, здесь он имел в виду южный берег Балтийского моря, занятый к этому времени «немцами»-германцами.
«Сказание о призвании варягов» имеет новгородское происхождение, в киевскую летопись оно попало достаточно поздно. Здесь показательно, что Новгородская Первая летопись выводит новгородцев от варягов. Археология предоставила много материалов, по которым можно увидеть две волны переселений по Волго-Балтике на Восток с Запада. Первое переселения относится к $VIII$ веку, второе – к середине $IX$ века. Многие лингвисты и археологи отмечали этнографические и лингвистические параллели Балтийского Поморья и Северной Руси.
Этническая принадлежность варягов
Таким образом, кем на самом деле были варяги? Установлено, что русским летописи при разных упоминаниях варягов говорят о разных народах. Можно определить этническую принадлежность варягов $IX$ века на основании других источников.
«Повесть временных лет» прямо указывает место обитания варягов, это южное побережье Балтики. Определенно обрисованы западные границы расселения варягов до Дании, с востока указано, что они граничили с Волжской Булгарией. Получается, что варяги занимали северо-запад Волго-Балтийского пути до территории Волжской Булгарии.
Другие источники показали, что на южном побережье Балтийского моря рядом с датчанами проживали «варины», которые принадлежали к вандальской группе ингевонов и при этом имели некие уральские элементы.
К середине $IX$ в. варины были уже ассимилированы славянами и говорили на их языке.
Франкские средневековые авторы называли варинов «вэринами», германские – «вэрингами» и относили к славянам. Восточнославянское искажение стало именовать их «варягами». С точки зрения лингвистики совершенно определенно варяги равны варинам, это, исходя из корня «вар»–вода, живущие у воды люди.
В начале $IX$ века на территории варягов начали наступление франки, что вынудило их переселяться. В $915$ году появился город Вэрингвик в Англии, сохранилось до наших времен название Варангерфьоорд, означающее Варяжский залив, на севере Скандинавии. Кроме того, имена Варин и Варанг стали широко распространяться по Европе, это может считаться свидетельством рассеивания варинов в среде других языков.
Переселения варинов в основном шли по направлению восточного побережья Балтийского моря. На восток они передвигались с группами русов, которые жили по берегам Балтики, это и привело к появлению в «Повести временных лет» двойного названия варяги-русь. Летопись уточняет, что русь не являлись шведами, датчанами или норвежцами, а значит под этнонимом «варяги» понимались племена разного происхождения.
На территории Восточной Европы варяги появились к середине $IX$ в. Сначала они появились у ильменских словен, затем далее пошли к Среднему Поднепровью. По мнению некоторых исследователей, предводителем варягов-руси у ильменски словен был Рюрик. Вероятно, Рюрик имело вэринское происхождение.
Рюрик основал несколько городов, включая Ладогу, Новгород и другие, и эти названия говорят в пользу того, что варяги использовали славянский язык. По данным договора Руси с Греками $911$ года мы узнаем, что варяги-русь также почитали Перуна как верховного бог.
По данным «Повести временных лет» варяги имели влияние на северо-западные славянские территории на рубеже $IX-X$ вв., например, киевские князья использовали их помощь в борьбе за власть.
С правлением Ярослава Мудрого в дружинах варягов появились шведы, поскольку князь имел тесные контакты с ними. Отсюда объяснимо, что в начале $XI$ века варягами стали называть также скандинавов. После смерти Ярослава практика найма варяжских дружин прекратилась, а этноним варягов переосмыслился и распространился на католиков.