Особенности древнерусского искусства
Древнерусским искусством обозначается этап истории искусства с формирования государства Древней Руси в $IX$ веке и до начала европеизации культуры в $XVII-XVIII$ веках.
В статье рассмотрено изобразительное искусство до $XIII$ века. Активное развитие изобразительного искусства началось после крещения Руси.
Традиции изобразительного искусства были заимствованы из Византии. Кроме того, основой для развития оригинального древнерусского искусства послужили языческие славянские традиции, элементы культур античного и скифского Причерноморья.
Окончательное складывание школы древнерусской живописи произошло в $XIII$ веке, в связи с утратой контактов с Византией.
Определим основные отличительные черты древнерусского искусства:
- Сильное религиозное влияние
- Религиозный символизм – обилие условных образов и знаков
- Большое внимание к символизму цвета
- Обратная перспектива
- Двухмерное пространство
- Одновременная передача разновременных сюжетов
- Статичность изображения
- Условность изображения
- Строгое соблюдение канонов изображения
Перечисленные особенности объясняются тем, что живопись преимущественно использовалась в религиозных целях.
Киевская живопись
Особого внимания заслуживают мозаики собора Святой Софии в Киеве.
Мозаика – сложная и дорогая техника живописи, предполагающая выполнение изображения из керамики, разноцветных камней и цветного стекла (смальты).
Мозаика Святой Софии выполнена по Византийским канонам, изображения очень аскетичны. Композиции символизируют две Церкви – небесную и земную.
Стоит подчеркнуть, что мозаика и фрески выполняли и обучающую функцию, т.н. «Евангелие для неграмотных».
В мозаике и фресках Софии Киевской присутствуют также светские сюжеты, сохранилось изображение семьи Ярослава Мудрого, а также несколько сюжетов с играми на ипподроме в Константинополе, скоморохами и музыкантами.
Роспись Успенского собора Киево-Печерского монастыря в $1073-1089$ годах оказала влияние на последующие работы. Работавшие в этом храме иконописцы основали собственную школу, из которой вышли первые русские иконописцы – Алимпий и Григорий. До монгольского нашествия довольно трудно отличить работы византийских мастеров от первых русских художников, поскольку они продолжали следовать византийскому канону.
К сожалению, примеров иконописи домонгольского периода сохранилось очень мало.
С $XI$ века византийские традиции постепенно размываются формирующимися местным школами. Причиной стало начало раздробленности.
Новгородская живопись
Творческий поиск начался ранее всего в Новгородской земле. Например, роспись Софийского собора в Новгороде следует византийским канонам, а в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря отчетливо проявляются черты самостоятельности в сочетании с традициями западноевропейской романской живописи. Романские элементы в новгородской живописи сделали ее эмоционально выразительной. Создание новгородской школы завершилось во второй половине $XII$ века.
Отличительной чертой стал демократичный характер: религиозные события ясно объясняются, образы святых очень выразительны, но достигалось это скупыми средствами, изображения по характеру суровые и воинственные.
Большинство сохранившихся икон домонгольского периода – Новгородские. Многие иконы очень крупные по размеру. По стилистике отличаются вольным прочтением византийских канонов.
Яркие примеры таких икон: апостолы Петр и Павел, «Устюжское Благовещение», икона Знамение Божией Матери, «Спас Нерукотворный».
Живопись Северо-Востока Руси
Владимиро-Суздальская земля в $XII-XIII$ веках стала центром государства, это сопровождалось бурным ростом городов и строительством храмов. Стоит отметить из сохранившихся памятников живописи роспись Успенского собора и часть росписи Дмитриевского собора.
Самая почитаемая икона – Владимирская Божья Матерь - привезена из Византии.
Еще отметим «Ярославскую Оранту», образ Дмитрия Солунского, «Спас Златые власы».