Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнерусская живопись

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Древнерусская живопись
Древнерусская живопись

Древнерусская живопись – изобразительное искусство Древней Руси (IX-XIII вв.). До реформ Петра I иконопись оставалась основной составляющей живописи Руси. Основными видами живописи на Руси были:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • книжные миниатюры.

Живопись Руси в X-XII веках

Иконопись получила развитие на Руси с принятием христианства в 988 г. В первом каменном храме – Десятинной церкви – внутренняя роспись была выполнена мастерами, приглашенными из Византии. Скорее всего, главные фрагменты росписи были выполнены мозаикой, а остальные части храма украшали фрески (роспись по сырой штукатурке).

Замечание 1

Византия оказала большое влияние на развитие древнерусской иконописи.

В 1030-е гг. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор. Храм был богато украшен росписями: в барабане центрального купола были помещены изображения 12 апостолов, на стенах – цикл евангельских событий, а на западной стене – портрет семьи Ярослава. Алтарь и главный купол были украшены мозаиками.

Большое значение для развития древнерусской иконописи имели росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря, которые были созданы византийскими художниками в 1073-1089 гг. Эти изображения стали образцом для последующих росписей и неоднократно повторялись, оказав большое влияние на древнерусскую иконопись. В монастыре была основана русская иконописная школа. До XIII в. византийских мастеров активно приглашали расписывать русские храмы – например, Софийский собор в Новгороде, Мирожский монастырь в Пскове, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и др.

На русских иконах обычно изображали:

  • Христа;
  • Богоматерь;
  • апостолов;
  • святых.

Самые древние иконы сохранились в Великом Новгороде – это «Спас Златая риза» и икона "Апостолы Петр и Павел", которые находились в Софийском соборе (построен в 1045-1050 гг.). «Спас златая риза» представляет собой изображение сидящего Христа с раскрытым Евангелием в руках. Она создавалась под влиянием византийских традиций, но при этом, имеет уже мотивы, характерные для русской иконописной школы. Аналогичное сочетание византийской традиции и новой художественной школы видно и на иконе «Апостолы Петр и Павел», на которой изображены апостолы в полный рост, чуть развернувшись в сторону Спасителя, находящегося вверху в облаках; апостол Павел держит книгу – символ апостольской проповеди, а апостол Петр поднимает руку с ораторским жестом.

Большую популярность на Руси имел образ святого Георгия Победоносца, изображение которого имеется на двухсторонней иконе XI в. (происходила из Новгорода или из Киева, позже перевезена в Успенский собор в Москве), где на лицевой стороне помещается «Богоматерь в младенцем», а на обороте - Георгий Победоносец. Также, Георгию Победоносцу посвящен южный придел киевского Софийского собора.

Кроме икон и храмовых росписей, древнерусская живопись также была представлена оформлением и иллюстрацией рукописей. Из XI в. до нас дошла только одна из иллюстрированных рукописей – напрестольное Евангелие Софийского собора в Новгороде, больше известное как Остромирово Евангелие. Оно украшено растительным орнаментом, крупными инициалами, тремя портретами евангелистов Иоанна, Луки и Марка – все эти особенности были характерны для византийской школы.

В древнерусском искусстве второй половины XI – XII в. формируется новый эстетический идеал аскетической строгости и эмоциональности образов. Образуются центры иконописи, как правило, при монастырях: такая школа существовала в Киево-Печерской Лавре.

Фресковые росписи получают распространение во многих города – Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль. В этот период были расписаны Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Софийский собор в Новгороде, Михайловский собор в Киеве, соборы Юрьева и Антониева монастырей и др. В храмах появляются изображения первых русских святых, прежде всего, Бориса и Глеба. Роспись Софийского собора оказала большое влияние на традиции живописи северо-западной Руси: декорации, расположение сюжетов, монументальность и масштабность оставили след в культуре Новгорода до XV в. В 1120-1130-х гг. в нем уже действовало несколько художественных артелей, работавших при владычном и княжеском дворе, а также при монастырях.

Иконы домонгольского периода занимали главнейшее место в храме, являясь средоточием святости, но были довольно немногочисленны. Они могли размещаться на столбах и стенах, реже – в алтарной части. Известна русская икона XII в. «Благовещение», происходящая из Георгиевского собора Юрьева монастыря. В верхней части иконы изображен Христос, главными же являются фигуры архангела Гавриила и Марии. Икона отличается сочетанием классического построения образа и эмоциональной наполненностью. Главным памятником книжного искусства Новгорода XII в. является Мстиславово Евангелие. Его миниатюры созданы по образцу Остромирова Евангелия, но с большим количеством подробностей.

Расцвет иконописи во Владимиро-Суздальском княжестве связан с именем Андрея Боголюбского. Считается, что мастерами из Фессалоник были расписаны Успенский и Дмитровский соборы. Андрей заказал для своего храма в Боголюбове икону Богоматери Боголюбской. На ней Богородица стоит в полный рост и молится Христу. Также, известной является икона «Спас Златые власы», изображающая Христа по плечи. Ее отличает пышная декорация золотом.

Живопись Руси в XIII веке

В Ярославле для Спасского монастыря (1210-1220-е гг.) создается масштабная икона «Богоматерь Оранта», где Богородица стоит в полный рост с приподнятыми в молитве руками. Около 1212 г. Всеволод Большое Гнездо заказывает икону Дмитрия Солунского для Успенского собора в Дмитрове.

Нашествие монголо-татар на Русь нанесло сильнейший удар по развитию иконописи. На некоторое время мастерство было забыто. Однако, к концу XIII в. в северо-восточных землях начинает возрождаться художественная жизнь. Так, продолжала работать мастерская в Ростове. Несмотря на то, что войска Батыя не дошли до Пскова и Новгорода, на них тоже был оказано существенное влияние. Во второй половине XIII в. меняется характер икон: в них уже нет прежней гармонии, а приемы создания значительно упростились. В Новгороде иконам стала присуща жесткость линий и одноплановость образа. Таковыми являются «Спас на престоле», «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием», однако, богатый декор отличает икону Николая Чудотворца (1294 г.) из церкви Николы на Липне.

В Ростове иконы получили большую экспрессивность, резкость исполнения, а от новгородских отличаются рельефностью ликов и артистичностью – примерами могут являться «Богоматерь на престоле», «Архангел Михаил» и др.

Вывод

Итак, основной тематикой живописи на Руси была религиозная тема. Стиль создания фресок, мозаик, икон, книжных миниатюр формировался под мощным влиянием византийских традиций. В целом, за период существования Древнерусского государства, живопись достигла высокого уровня мастерства, что было результатом развития разных художественных школ в русских землях. Монголо-татарское нашествие на время приостановило это развитие, однако, восстановление началось уже в конце XIII в., что впоследствии приведет к большему прогрессу в живописи.