Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диссидентское движение в СССР

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Диссидентское движение в СССР
Диссидентское движение в СССР
Определение 1

Диссиденты — это граждане СССР, которые открыто выражали свои политические взгляды, существенно отличавшиеся от господствовавшей в государстве идеологии коммунизма, за что подвергались преследованиям со стороны властей.

Идеология

К диссидентам относились люди разных взглядов, но их объединяла невозможность открыто высказывать убеждения. Единой «диссидентской идеологии», которая бы объединяла большую часть диссидентов, не существовало.

Елена Боннэр считала, что диссидентство, прежде всего, следует считать нравственно-этическим движением людей, которые желали «освободиться от официальной лжи». Многие диссиденты не стремились к политической деятельности и сознательно от неё ушли, когда появилась возможность.

Готовые работы на аналогичную тему

Людмила Алексеева в 1983 году выделила «идеологические типы» диссидентов:

  • «истинные коммунисты» — ориентируясь на марксистско-ленинское учение, считали, что оно исказилось в СССР (Рой Медведев, «Молодые социалисты», НКПСС, Группа революционного коммунизма,);
  • «либералы-западники» — «правильным» считали капиталистический строй европейского или американского образца; часть были сторонниками «теории конвергенции» — учения о неизбежном сближении и слиянии капитализма и социализма, но все же большая часть «западников» полагала социализм недолговечным «плохим» строем;
  • «эклектики» — сочетали разные противоречащие официальной идеологии взгляды;
  • русские националисты были сторонниками «особого пути»; многие придавали большое значение возрождению православия; некоторые являлись сторонниками монархии;
  • националисты (на Украине, в Прибалтике, Армении, Грузии, Азербайджане) варьировали требования от развития национальной культуры до отделения от СССР. Они провозглашали себя либералами, но, добившись политической власти во время распада СССР, некоторые из них стали идеологами этнократических режимов.

Также к диссидентам причисляли активистов сионистского движения, активистов движения крымских татар за возвращение в Крым, религиозных нонконформистских деятелей – православных, «истинно-православных христиан», баптистских, адвентистов-реформистов, пятидесятников, кришнаитов.

В конце 1960-х деятельностью многих диссидентов, придерживавшихся разных идеологий, стала борьба за права человека —за право на свободу слова, свободу эмиграции, свободу совести и за освобождение политических заключённых.

В 1978 году был создан независимый профсоюз - Свободное межпрофессиональное объединение трудящихся, а также сформирована Инициативная группа защиты прав инвалидов. Изданный в самиздате в 1979 году альманах «Женщина и Россия» рассказывал о цинизме мужчин и советской системы, трудности выращивания детей, женском быте — тогда еще маргинальных темах для диссидентского движения. Затем появился самиздатский феминистский журнал «Мария». В 1982 году возникла «Группа за установление доверия между СССР и США».

Институционализация научной сферы вела к неизбежному появлению слоя людей, осмысливающих критически окружающую действительность. Большинство диссидентов относились к интеллигенции. В конце 1960-х годов ученые составляли 45% инакомыслящих, инженеры и техники — 13%.

Деятельность диссидентов

Фактически сформировались два направления противостояния тоталитарному режиму.

Первое ориентировалась на внешнюю поддержку, второе опиралось на протестные настроения внутри страны.

Открытая деятельность некоторой части диссидентов, в первую очередь — московских правозащитников, основывалась на апелляции к общественному мнению за рубежом, использовании европейской прессы, неправительственных фондов, связей с государственными деятелями Запада.

В то же время, деятельность значительной части диссидентского движения являлась просто формой стихийного самовыражения или формой сопротивления режиму. Второе направление выражалось в формировании подпольных организаций, ориентированных на организацию сопротивления в самом СССР.

Диссиденты отправляли в центральные газеты и ЦК КПСС открытые письма, изготавливали самиздат, устраивали демонстрации, пытаясь довести информацию положении дел в стране до общественности.

Диссиденты большое внимание уделяли «самиздату» — изданию брошюр, книг, журналов. Люди печатали неразрешённую литературу на машинках и распространяли её по Москве, а потом и по городам. Пишущая машинка «Эрика» стала главным инструментом, когда ещё не было ксероксов и компьютеров с принтерами. Кто-то из тех, к кому попадали копии, перепечатывал и тиражировал их. Таким образом распространялись диссидентские журналы. Кроме «самиздата» распространён был и «тамиздат» — издание за границей запрещённых материалов и последующее распространение в СССР.

Влияние и итоги

Большинство советского населения не имело информации о диссидентской деятельности. Большая часть диссидентских изданий были недоступны для граждан СССР

Диссидентская деятельность привлекала внимание западной общественности к нарушениям в СССР прав человека. Требования освободить советских политзаключённых выдвигались зарубежными политиками, включая некоторых членов коммунистических партий, что вызывало у советского руководства обеспокоенность.

К началу 1980-х годов по свидетельству бывших диссидентов с движением как относительно организованной оппозицией было покончено.

В СССР в середине 1980-х годов начались демократические реформы, в конечном итоге приведшие к распаду Советского союза и выстраиванию демократических форм в большинстве образованных государств на постсоветском пространстве.

По инициативе М. С. Горбачёва в 1986—1987 годах из ссылок были освобождены многие диссиденты, включая академика Сахарова. Некоторые после освобождения эмигрировали, но многие включились в политическую жизнь

Крушение коммунистического режима, обретение определенных политических прав, привели к тому, что большая часть диссидентов, признав выполненной свою задачу, интегрировалась в постсоветскую систему.

Замечание 1

Однако бывшие диссиденты не смогли стать значимой политической силой.

Ряд диссидентов продолжал легальную политическую деятельность в России — Валерия Новодворская, Людмила Алексеева, Александр Подрабинек.

Одновременно некоторая часть диссидентов либо не приняла постсоветский режим — Александр Тарасов, Адель Найденович, либо не была реабилитирована — Игорь Огурцов, Сергей Григорьянц, Андрей Деревянкин.