Зиновий Петрович Рожественский (1848 —1909) — это известный русский флотоводец.
Биография З. П. Рожественского
Рожественский родился в семье военного полкового врача в Краснинском уезде Смоленской губернии. В 1864-1868 годах он проходил обучение в Морском кадетском корпусе. В 1873 году по специальности морского артиллериста закончил Петербургскую Михайловскую артиллерийскую академию и был выпущен по первому разряду лейтенантом. Служил Рожественский некоторое время командиром роты в Учебном отряде Балтийского флота, принимал участие в Комиссии морских артиллерийских опытов. Вице-адмирал Г. И. Бутаков, служивший Начальником штаба эскадры броненосных кораблей Балтийского флота, отзывался о лейтенанте так: «Ужасно нервный человек, а бравый и хороший моряк».
В 1876 году Зиновий Петрович принимал участие в подготовке артиллерии Черноморского флота к военным действия, после чего получил назначение начальником артиллерии флота. После начала войны он принимал участие в крейсерских рейдах. В июле 1877 года принял командование артиллерией на пароходе «Веста» взамен погибшего подполковника Чернова и нанёс повреждения османскому броненосцу «Фетхи-Буленд», вынудив его выйти из боя. За эти действия Рожественский был произведён в капитан-лейтенанты и награждён орденами Святого Георгия 4-й степени и Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
После войны Рожественский на страницах газеты «Биржевые ведомости» опубликовал статью «Броненосцы и купцы-крейсера», выступив с критикой технической отсталости флота и призывом переориентироваться на постройку броненосцев. Подвиг «Весты» в статье был охарактеризован как «постыдное бегство». Статья вызвала негодование и привела к судебному процессу по делу «Весты». Управлявший Морским министерством С. С. Лесовский пообещал «стереть в порошок» офицера.
После создания княжества Болгарии Зиновий Петрович был прикомандирован к болгарскому военному флоту и в 1883—1885 годах исполнял обязанности «начальника Флотилии и морской части Княжества и командира княжеско-болгарской яхты „Александр I“». Были созданы военно-морские регламенты Болгарии, основаны военно-морские библиотека и музей.
В 1886—1891 годах он нес службу на Тихоокеанском и Балтийском флотах флагманским офицером, старшим офицером на броненосце «Кремль», фрегате «Герцог Эдинбургский», командиром клипера «Наездник», канонерской лодки «Грозящий».
В 1891—1893 годах в звании капитана первого ранга Рожественский был в Лондоне военно-морским атташе.
С 1894 года он командовал крейсером «Владимир Мономах», бывшим в составе Средиземноморской эскадры контр-адмирала С.О. Макарова. Вместе с эскадрой совершил переход на Дальний Восток с целью усиления флота в связи с обострением русско-японских отношений. В районе города Чифу Соединённая эскадра проводила военные учения. Адмирал Макаров о Рожественском отзывался как о надёжном командире.
В 1896—1898 годах был командиром броненосца береговой обороны «Первенец».
С 1898 года в звании контр-адмирала возглавлял Учебно-артиллерийский отряд Балтийского флота. Получил известность в 1900 году благодаря чёткой организации спасательных работ при вылетевшем на камни броненосце «Генерал-адмирал Апраксин». Примечательно, что когда после трёхмесячной работы броненосец вернулся в Кронштадт своим ходом, Рожественский настоял на награждении отличившихся офицеров в соответствии с представленным им списком.
Русско-японская война
В 1903 году Рожественский получил назначение на должность начальника Главного морского штаба. Он начал выполнение планов перевооружения Тихоокеанского флота, однако достичь результатов не удалось. В деятельности на этой должности заметны предпочтения Рожественского к броненосному флоту в ущерб прочим классам кораблей и акцент на генеральное сражение как главное средство достижения успеха.
В апреле 1904 года Рожественскому были поручены подготовка и руководство Второй тихоокеанской эскадрой, состоявшей из 7 броненосцев, 9 миноносцев, 8 крейсеров и вспомогательных судов. Эскадра имела задачи перехода из Балтики в Тихий океан, оказания помощи Порт-Артуру и сражение с флотом Японии.
В сентябре 1904 года Рожественскому было присвоено очередное звание вице-адмирала.
С самого начала Рожественский не верил в успешность похода.
В октябре 1904 года Вторая тихоокеанская эскадра начала поход и 14 мая 1905 года вышла к Цусимскому проливу. В течение похода, проходившего в условиях отсутствия баз снабжения и недостаточной выучки экипажей, не был потерян ни один корабль. Рожественский считал задачу невыполнимой, во время перехода неоднократно обращался в столицу с рапортами об отставке и намёками на необходимость возвращения эскадры.
22 октября 1904 года случился Гулльский инцидент: русская в Северном море обстреляла британских моряков, повредила собственный крейсер, потопила траулер «Крэйн» и повредила пять рыболовецких судов, приняв их за миноносцы соперника.
14 мая 1905 года японский флот в Цусимском проливе атаковал эскадру Рожественского. В ходе сражения из строя был выведен и затем потоплен флагман «Князь Суворов», командующий получил ранение в голову. Управление эскадрой было утрачено через 20 минут после начала сражения. Утром 15 мая Вторая тихоокеанская эскадра прекратила существование. Миноносец «Бедовый», на котором находились раненые Рожественский и другие офицеры, был сдан.
После Портсмутского мира адмирал вернулся на родину, где был восстановлен в прежней должности. Вскоре газеты начали «травлю» адмирала. Первоначально он пытался оправдываться, но в феврале 1906 года подал в отставку. Поскольку волна критики не утихла, адмирал настоял на собственном привлечении к суду.
На процессе Рожественский оправдывал подчинённых и просил смертной казни для себя. Однако военно-морской суд его оправдал, как получившего тяжкое ранение в сражении.
После процесса Зиновий Петрович жил затворником в Петербурге, не выходил из квартиры и в ночь на Новый 1909 год умер от сердечного приступа.