Декабристы
Декабристы — это участники антиправительственного движения в России, члены тайных обществ, действовавших в 1810-х — начале 1820-х годов, организовавшие восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Во второй половине 1810-х годов некоторые представители русской знати и дворянства стали считать крепостное право и самодержавие губительными для развития страны. В их среде сложилась система взглядов, реализация которых изменила бы все устои жизни России. Формированию идеологии декабристов способствовали:
- знакомство офицеров, принимавших участие в Заграничном походе, с политической жизнью западной Европы;
- влияние трудов писателей Просвещения: Вольтера, Монтескьё, Руссо, Ф. Р. Вейсса;
- несогласие с внутренней политикой Александра I.
Идеология и взгляды декабристов не были едины, но были направлены против крепостного права и самодержавия. Движение было связано с тайными польскими обществами, с которыми имело соглашение о совместном выступлении.
Отречение от трона царевича Константина и присяга при восшествии на престол Николая были признаны заговорщиками удобной ситуацией для открытого выступления. Чтобы избежать разногласий, постоянно замедлявших действия общества, князь Оболенский, Рылеев, Александр Бестужев и другие участники организации назначили князя Трубецкого диктатором. Составленный Трубецким план состоял в том, чтобы внушить гвардии сомнения в отречении царевича и вести отказавшиеся от присяги полки друг к другу, постепенно увлекая за собой войска, а после, собрав их вместе, объявить, что будто бы имеется завещание умершего императора и что надо требовать, чтобы это завещание оказалось исполнено, но на слова не полагаться, а крепко утвердиться и не расходиться. Мятежники были убеждены, что если честно рассказать солдатам о цели восстания, то они не найдут поддержки. Трубецкой был полностью уверен, что полки не будут сражаться друг с другом, что в стране не может разгореться междоусобие и что новый император не захочет кровопролития и сам откажется от самодержавной власти.
14 декабря 1825 началось восстание, которое было подавлено в тот же день (расстреляно картечью). Согласно данным С. Н. Корсакова погибло 1271 человек.
Славянофилы
Славянофильство — это религиозно-философское и литературное течение общественной мысли России, оформившееся в 1830 — 1840-х годах и ориентированное на раскрытие самобытного пути России, её важнейших типовых отличий от Европы.
Представители славянофильства выступали за развитие особого пути, отличного от западноевропейского. По их мнению, развиваясь по нему, Россия в силах донести православную истину до впавших в атеизм и ереси народов Европы. Славянофилы утверждали, что существует особый тип культуры, который возник на духовной православной почве, а также отвергали тезис западников о том, что Пётр I вернул Россию в лоно западноевропейских стран, и она должна идти по этому пути в политическом, культурном и экономическом развитии.
Славянофильство представляло собой интеллектуальное и общественное и движение, выступившее реакцией на начатое Петром I внедрение западных ценностей. Славянофилы хотели показать, что западные ценности в полной мере не могут прижиться на российской почве и нуждаются в адаптации. Призывая людей обращаться к историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали росту национального сознания. Ими было многое сделано для сохранения памятников языка и культуры («Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Собрание народных песен» П. В. Киреевского). Историки (Самарин, Беляев и др.) заложили основы изучения крестьянства. Славянофилы в 1858—1878 годах создавали славянские комитеты.
Западники
Западничество — это сложившееся в 1830—1850-х годах направление философской и общественной мысли, представители которого выступали за отмену в России крепостного права и признание необходимости развития страны по европейскому пути.
Большинство западников по происхождению относились к дворянам, среди них были разночинцы и выходцы из купечества, ставшие впоследствии учёными и писателями.
Формированию западничества положило начало идейных споров после публикации в 1836 году «Философического письма» Чаадаева. Взгляды западников сложились примерно к 1841 году. Их общественно-политические, исторические и философские воззрения, имея оттенки и особенности у отдельных представителей, в целом характеризовались определёнными чертами:
- критика крепостного права и составление проектов его отмены. Демонстрация преимуществ наёмного труда. Отмену крепостного права западники представляли возможной только в виде реформы, проводимой властями совместно с дворянами;
- критика феодального строя царской России, противопоставление ему буржуазно-парламентарного, конституционного порядка западноевропейских монархий.
- Призывы к модернизации России по образцу стран Западной Европы, к развитию промышленности, торговли и транспортных средств (железных дорог);
- поддержка свободного развития промышленности и торговли.
Достижения целей они рассчитывали добиться мирными методами, воздействуя на правительство общественным мнением, свои взгляды через науку и просвещение. Пути революции и социалистические идеи западники полагали неприемлемыми. Сторонники прогресса и защитники реформ, западники ценили Петра I и его действия по европеизации России. В нем они видели образец монарха-реформатора, открывшего для исторического развития России новые пути.
В практической плоскости расхождение между славянофилами и западниками заключалось в различных взглядах на крестьянскую общину. Если славянофилы рассматривали общину как основу исторического пути России, то остальные западники видели в ней пережитки прошлого, и полагали, что общинное землевладение ждет исчезновение, подобно крестьянским общинам Западной Европы. Соответственно славянофилы считали необходимым поддерживать крестьянскую общину с её общинным землевладением и уравнительными переделами, а западники выступали за переход к подворному землевладению.