Декабристы и власть
Декабристы – русские дворянские революционеры, поднявшие восстание против самодержавия и крепостничества в декабре 1825 г.
Общество декабристов было тайным, оно сформировалось в Петербурге в 1816 г. Первоначально оно называлось "Союз Спасения".
Декабристы считали, что Россия стоит на краю пропасти и её надо спасать - свергнуть самодержавие и заменить его конституционной монархией, такие мысли были у первой декабристской организации.
Новое название общества – «Общество истинных и верных сынов Отечества».
Отечественная война 1812 г вызывала гордость за свою страну, к которой примешивалась горечь – освободивший Европу русский народ, остается в рабстве.
Целью тайного общества было освобождение крестьян от крепостной зависимости, однако позже появилась и вторая цель – борьба с существующим государственным строем, борьба с властью, установление конституционного парламентского режима, введение гражданских прав и свобод, демократические преобразования.
Декабристы считали, что после отмены крепостного права неизбежными должны быть аграрная, судебная, военная реформы.
Помимо "Союза Спасения" и "Общества истинных и верных сынов Отечества", они создали ещё несколько тайных обществ – в 1818 г был создан "Союз Благоденствия", 1821 г. – "Южное" и "Северное" общества.
"Общество соединенных славян" возникло независимо и в 1825 г присоединилось к "Южному обществу".
Первые тайные общества ставили перед собой задачу оказывать влияние на правительство через формирование общественного мнения и, таким образом, добиваться либеральных преобразований, но уже в 1821 г преобладающей в их планах становится идея военного переворота.
Декабристы утратили надежду на проведение царским правительством реформ после того, как царь окончательно перешел к консервативной политике.
Некоторые члены "Союза Благоденствия" имели республиканские взгляды.
Съезд Коренной управы тоже высказывался в пользу республики, но единых взглядов в союзе не существовало. Что касается вооруженного захвата власти, то и здесь далеко не все члены Союза соглашались с этим предложением.
Борьба с царизмом для них была звеном в общей цепи борьбы европейских народов против абсолютистско-феодальных порядков старого мира, а не только внутренней задачей страны.
Многие из них были членами российских или европейских масонских лож, включая руководителей заговора.
Русское масонство зависело от европейских масонских орденов и стало средоточием лиц, не имевших национального сознания и впитавших антирусскую ориентацию.
Истинная цель заговорщиков заключалась в расчленении российской державы на самостоятельные обособленные территории, а не только в изменении формы правления и государственного устройства.
Л.Н. Толстой собирал материалы для написания романа о декабристах, но внезапно прекратил работу. Основная причина этого, как объясняла дочь Льва Николаевича, заключалась в том, что писатель «нашел, что почти все декабристы были французы».
Толстой утверждал, что бунт на Сенатской площади стал результатом влияния французской аристократии, эмигрировавшей в Россию после Французской революции, поэтому не мог им сочувствовать и прекратил работу над романом.
Подходы к оценке деятельности декабристов
С момента восстания на Сенатской площади прошло 196 лет, но до сих пор идут споры о роли декабристов в истории России.
Одни считают их рыцарями без страха и упрека, другие называют мятежниками и циничными хладнокровными заговорщиками.
Так, например, русский историк Н. М. Карамзин отдавал себе отчет в том, от какой опасности была спасена Россия в этот день, что это была нелепая трагедия безумных либералов, а солдаты были жертвой обмана.
Либеральная российская концепция, основателем которой был декабрист Н.И. Тургенев, формировалась одновременно с революционной.
По делу 14 декабря Тургенева приговорили «к отсечению головы», но в России его в этот период не было и, естественно, он не вернулся, зато всех декабристов начал изображать безобидными либералами.
Значительным трудом о декабристах является книга В.И. Семевского «Политические и общественные идеи декабристов», появившаяся после революции 1905 г.
По мнению автора, движение декабристов является движением внеклассовой интеллигенции. Он использует субъективный критерий оценок и часто говорит о «симпатичных» и «несимпатичных чертах движения декабристов.
В его концепции прослеживается революционная точка зрения идеи восстания декабристов, есть черты и либеральной трактовки – планы декабристов по преобразованию он связывает с преобразовательными планами Александра I, Сперанского и других деятелей правительства. Между ними он не видит принципиальной разницы.
Российский и советский историк А. Е. Пресняков считал, что движение декабристов является колыбелью целого ряда легко разошедшихся течений. Он доказывал, что это движение являлось чуждым для подъема народной и солдатской массы. По мнению Преснякова аграрные проекты декабристов были «преждевременные» и для того времени совершенно «бесплодные».
Восстание декабристов вскрыло в самодержавно-крепостническом строе все «трещины» и встретилось «с отрицанием своих притязаний на произвольное распоряжение Россией».
В отношении к декабристам после 1917 г выделяются два основных направления – М.Н. Покровского и В.И. Ленина.
К выступлению декабристов Покровский относился негативно и считал, что это было выступление дворян за свои интересы.
Что касается В.И. Ленина, то он дает развернутую оценку движения декабристов и указывает, что с их деятельностью связано начало организованной борьбы против крепостничества и самодержавия.
Русский историк В.О. Ключевский отмечал, что декабристы были важны не как тайное общество, и не как заговор. Они важны тем, что вскрыли те недуги, о которых общество и не подозревало, это было целое настроение, охватившее широкие круги населения.
Он делает вывод, что помыслы и идеи декабристов были чисты.
Кто они, русские декабристы
Тайные общества заговорщиков сложились в эпоху Александра I, который был самым либеральным российским императором, мечтавшем об отмене крепостного права и введении конституции.
Вполне возможно, что декабристы могли найти в императоре своего единомышленника, если бы обратились к нему непосредственно со своим конституционным проектом.
Однако это не значило, что их проекты будут реализованы.
Декабристы не предложили своих планов, поскольку знали, что дворянство их отвергнет. Требуя отмены крепостного права, они сами не освободили своих крестьян добровольно, хотя возможность такую имели.
Указом императора «О вольных хлебопашцах» воспользоваться не захотели.
Павел Пестель, например, без зазрения совести в 1822 г. за образцовое состояние вверенного ему полка, принял в подарок от императора 300 душ крепостных крестьян.
Вполне возможно, что истинная цель декабристов заключалась не в освобождении крестьян, а в разрушении государства и создание его на прозападных основах.
Деятельность декабристов началась с 1814 г созданием первого тайного общества «Ордена русских рыцарей», основанного М.Ф. Орловым.
На первых порах они хотели только ограничить царскую власть Конституцией, о её свержении разговоров ещё не было. В 1816 г. был основан «Союз спасения». Его руководитель А.Н. Муравьев, был масоном с юношеских лет.
Офицеры, состоявшие в Союзе – князь С.П. Трубецкой, подпоручики Н. Муравьев, М. Муравьев-Апостол, И.Д. Якушкин, ставили своей целью тайную борьбу с царской властью.
Рисунок 1. Декабристы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Позже к ним присоединились П. Пестель и М.Н. Новиков. Устав общества был составлен П. Пестелем и обязывал умножать число членов общества и стремиться достигать важных государственных постов, выдавая себя за верноподданных.
Члены тайного общества клялись хранить тайну и физически уничтожать изменников.
Из числа декабристов типичным масонским заговорщиком был русский помещик М.С. Лунин. Он был ярый русофоб и космополит, перешедший в католическую веру.
Лунин, состоявший в масонской ложе «Трех Коронованных Мечей», принимал участие во всех декабристских организациях.
У членов тайной организации «Союз спасения» был подготовлен заговор убийства Александра I во время службы в Успенском соборе Московского Кремля.
Это несомненное кощунство для православного русского человека. Правда, позднее план заговора был отвергнут, поскольку собор заполнен людьми и остаться безнаказанными им не пришлось бы.