Русский Харбин
Харбин был основан в 1898 году в качестве железнодорожной станции Трансманчжурской магистрали. Основателем города был Н.С. Свиягин (1856—1924), руководивший строительством КВЖД.
В результате гражданской войны в Харбине осело порядка 100—200 тысяч солдат и офицеров, участвовавших в Белом движении, членов и служащих правительств Дальнего Востока и Сибири, интеллигентов и обычных людей.
Китайская Республика 8 сентября 1920 года заявила, что не признаёт российские консульства в Китае, а 23 сентября прервала с представителями России все связи, и отказалось признавать экстерриториальные права её граждан. Русские в Китае стали лицами без гражданства. Затем китайское правительство взяло под контроль государственные учреждения Харбина: суды, тюрьма, полиция, почта, исследовательские и образовательные заведения.
В 1924 году Китай и СССР подписали в Пекине соглашение, устанавливающее правовой статус КВЖД. На КВЖД разрешалось работать лишь китайским и советским гражданам. Большинству харбинцев пришлось принять советское гражданство, что ассоциировалось с определённой идентичностью. Многие русские по политическим соображениям остались апатридами и не смогли работать на КВЖД. Вопрос о гражданстве расколол на два лагеря население Харбина. Это привело к советскому присутствию в Харбине.
В Харбине было 6 высших школ и 15 средних учебных заведений, работали Высшие пастырско-богословские курсы, 25 специальных ремесленных и технических школ, скаутские молодежные союзы, братства, которые помогали организации жизни русских. В русских учебных заведениях было 16 тысяч учеников. Общественных организаций было около 140, в том числе массовая Российская фашистская партия.
В 1930-е годы после японской оккупации в Маньчжурии было создано марионеточное государство Маньчжоу-го. Сначала многие русские положительно относились к японской оккупации, полагая, что Япония поможет справиться с советским влиянием и защитит от Китая, который стремился восстановить над Харбином свой суверенитет. Однако на деле она привела к потере работы, росту преступности и антисемитским выступлениям. Однако многие, включая половину еврейской общины, уехали в другие города Китая – Шанхай, Пекин, Циндао, Тяньцзинь.
Когда Советская Армия вошла в Харбин, все, кто был связан с Белым движением, и все, сотрудничавшие с оккупационными войсками, были отправлены в лагеря.
Русский Шанхай
Большая часть русских жителей Шанхая эмигрировала в этот город в конце Гражданской войны из Владивостока.
Одна лишь эскадра адмирала Старка вывезла в 1922 году из Владивостока несколько тысяч белогвардейцев. Русские, привлечённые развитием шанхайской экономики, переселялись на маньчжурское побережье в 1920-е годы. Большинству из них финансовое положение не позволило переехать в Берлин или Париж, где существовали большие эмигрантские колонии русских, и они скапливались в Шанхае, который был свободным портом, и для поселения не требовались вид на жительство или виза.
В Шанхае эмигранты могли жить достаточно свободно и в безопасности, но в целом условия были далеки от идеальных. Все они являлись лицами без гражданства, поскольку Советское правительство в 1921 году лишило гражданства всех беженцев. Правда, ещё 8 сентября 1920 года Китайская Республика сообщила, что более не признаёт российские консульства в Китае, а 23 сентября прервала с представителями Российской империи и все связи. Тем самым русские, находившиеся в Китае, оказались лицами без гражданства. Большинство имело лишь один документ, позволявший передвижение — выданный Лигой Наций нансеновский паспорт. В отличие от прочих иностранцев, живших в Китае, они не обладали предоставляемыми экстерриториальностью привилегиями – неподсудность сложным китайским законам, непостижимым для многих иностранцев.
Условия ухудшались проблемами в поиске работы. В международном порту возможность работа была связана со знанием английского, которым эмигранты поначалу не владели. Семьи зависели от дохода жён или дочерей, которые работали танцевальными партнёрами по найму. Исследование, проведённое в 1935 году Лигой Наций, показало, что более 20% русских женщин возраста 16-45 лет вовлечены в проституцию.
Некоторые эмигранты сумели найти работу, например, преподавать французский или музыку. часто устраивались на работу продавщицами, портнихами и парикмахерами. Медленно, но верно диаспора начала экономически и культурно процветать.
12 декабря 1921 года педагог А. Русанов основал в Шанхае реальное училище. В середине 1930-х годов были открыты и другие школы, появились спортивные и культурные клубы. На русском языке выходили газеты и шло вещание радиостанции. Появились театры драмы во главе с Прибытковой и Томским, балет, оперетта с Орловской и Валиным. В 1923-1924 годах в Шанхае были эвакуированные из Владивостока русские корпуса. В 1930-е годы на базе Приюта Св. Тихона Задонского сформированы кадетские классы.
Заметное влияние оказывала местная православная церковь.
В Шанхае пользовались популярностью русские рестораны, расположенные в районе с названием Little Russia. Русские музыканты доминировали в музыкальной среде Шанхая. Александр Вертинский перебрался в Шанхай и прожил там более десяти лет. В Шанхае бывал на гастролях Фёдор Шаляпин. Художник Владимир Третчиков провёл в Шанхае юность. Русские преподаватели давали уроки драматического и балетного мастерства. Английская балерина Марго Фонтейн ребёнком училась в Шанхае у русских танцовщиков.
В 1927 году в составе Шанхайского волонтёрского корпуса (возглавляемое британцами добровольческое военизированное формирование, предназначенное для охраны порядка) создан русский шанхайский полк численностью 500 человек.
В состав полиции французской концессии Шанхая входил вспомогательный русский отряд.
Шанхайская колония пережила оккупацию. После Второй мировой войны развернулась мощная агитация за возвращение в СССР. Некоторые решившие репатриироваться русские вскоре попали под следствие, как неблагонадёжные.