У большинства граждан байкеры ассоциируются с бандами длинноволосых хулиганов, рассекающих на мотоциклах под звуки тяжелого рока.
Первые байкеры в СССР появились еще в 1984 году, а с началом перестройки молодежь стала чувствовать себя свободнее, ввиду чего число неформальных движений в стране стало расти.
Кто такие байкеры
Слово «байкер» произошло от сокращенного английского слова motorbicycle и по английский звучит как «biker», что в переводе означает мотоциклист. Но байкеры отличаются от обычных мотоциклистов.
Для настоящего байкера мотоцикл – это не просто средство передвижения. Для него это своего рода философия, которая определяет его жизнь, ценности и приоритеты.
Его философия состоит из четырех компонентов:
- Свобода (байкер – это вольный гонщик, во власти которого бесконечные просторы дорог).
- Честь (у байкеров был свой кодекс чести: они не обижают начинающих, помогают тем, кто попал в беду на дороге и не обижают своих коллег),
- Верность (байкеры соблюдают традиции своего движения и осознает, что совершает поступки не только от своего имени, но и от многих тысяч своих единомышленников),
- Индивидуальность (для байкера мотоцикл – это предмет заботы, его всячески украшают, пытаясь подчеркнуть неповторимость и индивидуальность)
В СССР мотоциклистов-неформалов называли рокерами. Это название пришло из США, где зародилась эта субкультура. Устраивавшие гонки американские мотоциклисты обычно в качестве отправной точки использовали придорожные кафе. Поэтому их стали называть cafe racers (кафе-гонщики).
В русском языке слово «racers» стало звучать как «рокеры». Согласно второй версии, все дело в том, что мотоциклисты очень любили рок.
Внешний вид байкеров
Внешний вид байкера во многом определяется его средством передвижения. Байкеры ездят на мощных мотоциклах, соответственно, им нужна соответствующая одежда.
Поэтому байкеры носят кожаные косухи, чаще всего черные, украшенные различными значками и символами.
Музыкальные пристрастия байкеров
Любимая музыка байкеров соответствовала их образу жизни, такая же яркая, быстрая, драйвоввая. В основном байкеры слушали хард-рок, металл, иногда панк.
Байкерская тематика активно использовалась в творчестве таких групп, как «Motorhead», «Iron Maiden», «Metallica», «Manowar».
Стальные кони байкеров
В 70-80-е гг. байкеры копили деньги и покупали легкие и недорогие отечественные мотоциклы: «ИЖ Планета», «ИЖ Планета Спорт», «Минск», «Восход». «Восход» в то время стоил 450 рублей, что было равно 3-4 средним зарплатам в СССР.
Мотоцикл был неприхотлив, легок и экономичен. Однако его нельзя было назвать надежным. «ИЖ Планета» стоил уже 625-750 рублей (это 4-5 средних зарплат).
Модернизированные «Уралы» и «Днепры» еще справлялись со своей ролью, а вот «Ижи» и «Явы» не были такими мощными. Мотоциклы были компактными, поэтому байкеры могли держать их в квартире.
У первых российских байкеров не было возможности покупать импортные мотоциклы. И это было связано не только с финансовыми причинами. В стране не было двухколесных иномарок, а также запчастей и к ним. Импортными мотоциклами владели единицы, остальным же приходилось переделывать отечественные.
Самой модной моделью в СССР считалась «Ява-638». У этой модели был двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом 343 «кубика» мощностью 26 л. с.
Скорость мотоцикла составляла 120 км/ч.
Особым спросом пользовались лендлизовские Harley-Davidson и трофейные BMW, сохранившиеся после Великой Отечественной войны. Байкеры, желающие стать обладателями таких мотоциклов, даже специально ездили в глухие деревни и выкупали их у местных жителей. В 90-е гг. через Дальний Восток в Россию стали поставлять японские подержанные мотоциклы.
Потом байкеры пересели на американские хромированные Харлеи.
Формирование байкерских мотоклубов
В конце 80-х гг. в СССР сформировалась группировка «Хирургия» под руководством Александра Залдостанова. Будучи в ФРГ, он познакомился с представителями легендарного байкер-клуба «Ангелы Ада». Это вдохновило Залдостанова создать в 1989 году мотоклуба «Ночные волки». С этого момента в Советском Союзе завершается эпоха рокеров и начинается развитие байкероской культуры.
Сегодня «Ночные волки» представляет собой широкую сеть, охватывающую всю страну.
Изначально Залдостанов присвоил своему клубу статус MotoGang (Мотобанда). Это предполагало сокрытие своих истинных целей и иерархию в сообществе. Затем логотип MG сменился на MC (традиционный клуб). Данный статус говорил об открытости клуба и отсутствие криминала.
С 1992 года российские мотоклубы становятся частью международного байк-движения.
С 1995 года в России разрешили регистрировать мотоклубы в качестве общественных коммерческих организаций.
Байкеры в наши дни
Сегодня в России насчитывается более 345 мотоклубов. Регулярно проводятся мото-слеты и рок-фестивали.
Некоторые байкерские организации активно участвуют в патриотических мероприятиях. Несмотря на то, что байкеры отличаются во взглядах, их объединяют общие ценности. Байкеры выступают за свободу, правду и стремятся к острым ощущениям. Ну и, конечно, они обожают свои мотоциклы.