Борис Александрович Рыбаков (1908, Москва —2001, Москва) — советский археолог, исследователь истории и культуры Древней Руси. Один из наиболее влиятельных советских ученых-историков.
Биография
Родился Рыбаков в старообрядческой семье. Он получил домашнее образование. В 1917 году начал обучение в частной гимназии. С 1921 года жил с матерью в Москве в здании детского дома «Трудовая семья». Окончил в 1924 году школу II ступени, поступил в 1926 году на историко-этнологический факультет МГУ. В 1930 году Рыбаков получил специальность «историк-археолог». В университете его наставниками были академик Ю. В. Готье, профессора В.А. Городцов и С.В. Бахрушин. Работал в Архиве Октябрьской революции и Александровском краеведческом музее, затем полгода служил курсантом в артиллерийском полку.
В 1931 году Б.А. Рыбаков стал старшим научным сотрудником ГИМ. В 1936—1940 и 1943—1950 годах работал старшим научным сотрудником ГАИМК. Получил степень кандидата исторических наук в 1939 году за монографическую работу «Радимичи».
В ходе работы над музейными собраниями Рыбаков подготовил труд «Ремесло Древней Руси», в 1942 году защищённый в качестве докторской диссертации. В 1948 году работы была опубликована отдельным изданием, а в 1949 году была удостоена Сталинской премии. Руководил отделом раннего феодализма ГИМ (1943—1948) и сектором в Институте этнографии (1944—1946). В начале 1950-х годов принимал участие в кампании против «космополитов», опубликовав ряд статей о роли иудаизма и евреев в истории Хазарского каганата. В 1940-е годы на историческом факультете МОПИ осуществлял руководство археологической практикой. Вступил в ВКП(б) в 1951 году.
С 1953 года член-корреспондент Академии Наук СССР по Отделению исторических наук, с 1958 года действительный член АН СССР, в 1967—1973 годах заместитель академика-секретаря, в 1970—1971 годах и.о. академика-секретаря, в 1974—1975 годах академик-секретарь Отделения истории АН СССР.
Возглавлял исторический факультет МГУ в 1950—1952 годах, был проректор МГУ в 1952—1954 годах. В 1956—1987 годах — директор Института истории материальной культуры АН СССР, с 1988 года — почётный директор. Одновременно занимал пост директора Института истории СССР (1968—1970). На этих руководящих должностях, поддерживал «опальных» учёных, например, С. Н. Азбелева и Г. К. Вагнера. Одновременно препятствовал публикациям научных оппонентов А.Л. Монгайта, Ю.В. Кухаренко, Г.Б. Фёдорова.
В 1962—1969 годах Рыбаков был председателем Научного совета по координации работ в области славяноведения АН СССР, с 1966 года — председателем Музейного совета при Президиуме АН СССР.
Б. А. Рыбаков скончался 27 декабря 2001 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Научные взгляды
Рыбаков был выдающимся археологом. Научную деятельность он начал с раскопок подмосковных вятических курганов. Проводил раскопки в Москве, Чернигове, Великом Новгороде, Звенигороде, Белгороде Киевском, Переяславле Русском, Тмутаракани, Александрове, Путивле и других местах. Им были раскопаны древнерусские замки Витичев и Любеч, что дало возможности реконструировать облик небольших древнерусских городов. На этих раскопках «ремеслу» учились сотни историков и археологов. Ученики Рыбакова стали выдающимися археологами.
Всю жизнь Рыбаков стоял на антинорманистских позициях. Он был убеждён в автохтонности славянского населения Украины, связывая с ними скифов и трипольцев. Наличие государства готов на территории Украины отрицалось, а связываемая с ними черняховская культура объявлялась культурой славянской. Крупнейшие славянские центры в трактовке ученого существовали с самых незапамятных времён.
К спорным построениям ученого относятся старания произвести славян от скифов-пахарей, населявших Причерноморье во времена Геродота (V век до н.э.). В монографической публикации «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII веков» начало славянской истории Б.А. Рыбаков отнёс к XV веку до н.э. Змиевы валы историк назвал свидетельством столкновений славян с киммерийцами (согласно общепринятым позициям, покинувшим Причерноморье за тысячелетие до появления славян).
Научные труды Рыбакова содержат фундаментальные выводы о жизни и уровне политического, культурного и социально-экономического развития населения Восточной Европы. В труде «Ремесло Древней Руси» (1948) исследователь проследил зарождение и развитие ремесленного производства у восточных славян в VI-XV веках, а также выявил десятки отраслей ремесла. Целью ученого было доказать, что домонгольская Русь не отставала в экономическом развитии от Западной Европы, как ранее это утверждали многие учёные, но по отдельным показателям и опережала ее.
Монография «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» содержит параллели между русскими летописями и былинными сюжетами. Ученый выдвинул гипотезу, что в Киевском государстве отдельные погодные записи начинают делаться уже во второй половине IX столетия, чем породил волну спекуляций о существовании дохристианской письменной традиции у восточных славян.
Учёный исследовал древнерусское летописание, выдвинул версии авторства отдельных фрагментов, подверг анализу оригинальные известия В. Н. Татищева и сделал вывод, что тот опирался на достоверные источники и не занимался фальсификацией.
Досконально Рыбаков изучил и такие памятники как «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника». Он обосновал гипотезу, что «Слово» написал киевский боярин Петр Бориславич. В другой гипотезе историк выдающегося мыслителя и публициста начала XIII века Даниила Заточника называл летописцем при великокняжеских дворах Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина.
В работах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» Б.А. Рыбаков реконструировал восточнославянские дохристианские верования, получив обвинения в свой адрес в фантастических спекуляциях и отсутствии методологии. Например, в образе Змея Горыныча ученый увидел смутные воспоминания славян о некоем доисторическом животном.