Древняя Русь – это период в истории России, который ограничивается рамками IX – XIII вв. – от создания государственности до нашествия монголо-татарских войск.
В этот период Русь испытывает большое влияние Византии, что особенно проявилось в культурной сфере. Древнерусская культура в целом представляла собой симбиоз традиций восточных славян, степных племен и Византии. В древнерусской архитектуре же наиболее полно проявилось византийское влияние, что было связано с принятием христианства на Руси в X в. После этого культурные и торговые контакты двух государств стали намного шире: в русские земли приехали византийские мастера, миссионеры, торговцы и т.д.
До X в. архитектура Руси была деревянно-земляной или деревянной, поэтому до нас вообще не дошло примеров этих построек. Монументальное каменное строительство отсутствовало: крепостные стены сооружались из дерева, а люди могли жить в полуземлянках или деревянных домах. С принятием христианства разворачивается каменное строительство (поначалу только храмов).
Особенности архитектуры
Древнерусская архитектура развивалась по традициям Византии, которые активно продвигали греческие мастера, приехавшие на Русь. Однако это не было простое копирование византийских памятников, ибо необходимо было учитывать специфику местности, поэтому было несколько различий:
- более широкие хоры, что не было свойственно Византии;
- бо́льшая роль крещален, а значит, необходимость увеличивать размеры здания и менять планировку здания;
- новые строительные материалы, с которыми столкнулись византийские мастера, ибо не все привычные для них материалы находились на Руси; замена одного материала другим вела и к изменению проекта здания.
- учет индивидуальных вкусов заказчиков, которым были близки традиции деревянного зодчества.
Несмотря на региональные различия, общий вид храма все равно сохранял общие черты. Он строился по крестово-купольной системе и содержал следующие элементы:
- купол: большинство храмов XI-XII вв. были однокупольными;
- столпы;
- алтарь;
- хоры;
- алтарная преграда.
Развитие архитектуры
Одним из первых каменных зданий на Руси стала Десятинная церковь или церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 989-996 гг. в Киеве. Она была сожжена и разрушена монголо-татарами в 1240 г. Спустя некоторое время ее восстановили, однако и это сооружение не сохранилось, поэтому затруднительно восстановить ее первоначальный облик. Основываясь на имеющихся данных, можно сказать, что она выглядела как крестово-купольный трехнефный храм, имея три апсиды и шесть столпов. Для ее возведения использовались тонкие кирпичи византийского типа (плинфа).
Широкое строительство разворачивается при Ярославе Мудром (1015-1054). При нем в 1030-х гг. в Киеве сооружается Софийский собор. Он был построен византийскими мастерами, но с привлечением русских. Он отразил традиции византийской архитектуры – крестово-купольный пятинефный храм с 13 главами. Четкая композиция придает этому храму величественность. После этого Софийские соборы начали строиться в других городах, например, в Новгороде (1045-1050) и Полоцке (1050-е). Строительно-технические приемы, схожесть по типам говорят о том, что новгородские и полоцкие храмы были построены также артелью киевских мастеров. Однако иногда они могли менять решения – например, для ускорения и удешевления строительства в Новгороде была использована не плинфа, а известняковая плита.
Также в этот период в Киеве были сооружены церковь Ирины и Георгия и Золотые ворота. Эти постройки выражали стремление князя подчеркнуть свою преемственность от Константинополя.
Таким образом, в середине X века на Русь велось активное строительство. Однако к 1060-м гг. во всех русских городах кроме Киева, строительная деятельность велась медленнее или не велась вообще. В Киеве же за период 1060-1100-х гг. было возведено 7 крупных церквей и несколько меньших по размеру.
В эпоху же раздробленности в XII-XIII в. начинают складываться отдельные школы в каждой земле, которые имели свои различия, что обычно было связано с материалом и декором. Например, в Киеве, Рязани, Чернигове и Смоленске стандартным строительным материалом была плинфа, во Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжестве камень, а в Новгороде – известняк.
После снижения политической роли Киева, центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Архитектура этого княжества была уникальной потому, что местные мастера не просто продолжили южнорусские и византийские архитектурные традиции, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями (при этом неизвестно, участвовали ли в строительстве мастера из Европы).
Активным строительством занимался Юрий Долгорукий, при котором белокаменные сооружения возводились в Переславле, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале. Из них сохранились только Спасский собор в Переславле Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, построенные примерно в 1152 г.
Сын Юрия, Андрей Боголюбский продолжает строительную программу. Во Владимире были построены несколько сооружений, из которых дошли Успенский собор и Золотые ворота. В окрестностях Владимира был возведен настоящий шедевр древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли. В Боголюбове, резиденции князя, был также построены собор и княжеский дворец. Расцвет владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо, который расширяет Успенский собор и строит Дмитриевский собор. Второй является потрясающим примером резьбы по камню.
Особенностями белокаменной архитектуры являются стройность, ясность, устремленность ввысь, декор стен, изысканность. Строительство из камня происходило таким образом: из камня вырубался блок размером 50х50х50 см, из которых возводилась стена в два ряда, а промежуток между ними заполняли щебнем и заливали раствором. Податливость камня позволяла сделать на нем богатую резьбу и большое количество украшений.
Таким образом, древнерусская архитектура за описываемый период приобрела свои, оригинальные черты и особенности, сочетая традиции разных культур.