Рыцарство — это привилегированное военное сословие землевладельцев в Западной Европе в средние века.
Посвящение в рыцарское братство расценивалось как награда за государственную службу. Рыцари были членами аристократии, имеющими в распоряжении земельный участок (феод). Сами рыцари занимали низшую ступень феодальной лестницы. Братства рыцарей в Средние века делились на светские и религиозные. Первый класс возник из рыцарей на королевской службе или служивших высшей знати. Ко второму классу следует отнести принявших религиозный обет рыцарей. Рыцарство появилось в средневековых Франции и Испании, затем распространившись на всю Европу и достигнув расцвета в XII-XIII веках. Усилилось в период Крестовых походов.
Рыцарство можно рассматривать как кодекс поведения, соблюдение которого рыцарям предписывалось. Фактически кодекс редко соблюдался, но, благодаря куртуазной литературе, в сознании сформировался романтический образ рыцаря, а слово «рыцарь» стало синонимом человека благородных нравов.
Происхождение рыцарства. Социальный облик рыцарей в разных странах
Рыцарство как землевладельческий и военный класс возникло в VII веке у франков в связи с переходом от ополчения к коннице вассалов. Под влиянием поэзии и церкви оно создало эстетический и моральный идеал воина, а в период Крестовых походов под влиянием духовно-рыцарских орденов трансформировалось в наследственную аристократию. Первыми рыцарскими орденами были госпитальеры и тамплиеры, охраняющие паломников в Святой Земле.
Во франкском войске пехота доминировала ещё в VII веке, а конницу составляли королевские дружинники— антрустионы, которые позже наделялись землей и послужили основой для сословия рыцарей. Потребность в коннице при Карле Мартелле и его наследниках вызвала раздачу земель в аренду на условиях оброка и барщины. Мартелл раздавал земли церкви дружинникам и требовал взамен конной службы. Созданная тяжеловооруженная конница хорошо проявила себя во время агрессий арабов, проникших в Галлию с Пиренейского полуострова. На тех же условиях позже начали раздавать королевские земли. С VIII века такие люди стали называться «вассалами».
В Империи франков созданной Карлом Великим в 800 году тяжеловооруженные отряды конницы в первую очередь проявили себя в конфликтах централизованной власти с федератами Италии, Африки, Испании, Галлии, саксами и славянами. Становившийся вассалом свободный человек приносил сеньору присягу на верность. С конца VIII века присяга требуется от всех, кто, получая поместья и бенефиции, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал пехоту, но уже Людовик I и Карл II в походы собирали только конницу.
К 807 году появляется термин caballarius, который обозначал профессионального конного воина, способного полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала, помимо копья и меча, для принадлежности тяжелой коннице требовалась панцирь или кольчуга. Легкая конница могла прибыть с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были ниже по положению. Из оброчного слоя можно было стать министериалом, получив должность при сеньорском дворе, служить в легкой коннице, а заслужив соответствующий бенефиций, стать рыцарем и перейти в тяжелую конницу. Так создавался класс дворовых слуг у богатых феодалов.
Историки «Школы Анналов» возникновение рыцарства относят к более позднему времени.
Жорж Дюби полагал, что milites оформились в рыцарское сословие лишь в X веке. В IX веке milites —военные профессионалы, несшие вассальную военную службу сеньору.
В различных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, различались.
В Германии с XI века министериалы составили особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и крестьян, но ниже рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность оставить службу по желанию. Первое место принадлежало динстманнам короля и духовных князей; ниже находились динстманны светских князей. Во второй половине XIII века в Штирии и Австрии динстманны сумели сравняться со знатью. В северной Германии князья раздавали лены динстманнам, и с середины XII века в это сословие переходила даже знать.
При Гогенштауфенах в середине XII века был прекращен переход в рыцари лично несвободных, и с этого времени рыцарство Германии замыкается в наследственное сословие. Фридрих I Барбаросса в 1156 году особым постановление запретил крестьянам носить меч и копьё; даже купец должен был привязывать меч к седлу. Появилось понятие о «рыцарском происхождении». Согласно «Саксонскому зерцалу», «истинный рыцарь» должен быть сыном и внуком рыцарей.
Во Франции в первую очередь уважением пользовались владельцы крупных наделов, и признаком знатности было допущение к посвящению. Хотя иногда простые люди становились рыцарями, основным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.
В Англии право посвящать в рыцари стало королевской привилегией. Генрих III и Эдуард I требовали посвящения в рыцари всех, владеющим годовым доходом с надели не ниже 20 фунтов. Таким образом, факт владения землей доминировал над происхождением.
Хотя роль рыцарского сословия в средневековых государствах была значительна, его относительная доля была невелика, и составляла не более 3% населения. В Польше и Испании, в силу особенностей развития стран, количество рыцарей было выше, но не превышало 10%.
Со временем рыцарство «одичало» и возникло много рыцарей-грабителей, которые из замков атаковали проезжих купцов и соседей.
С появлением огнестрельного оружия и ростом роли пехоты рыцарство как военная сила перестает существовать.
Рыцарские добродетели
Превращение раннесредневековых конных воинов в рыцарей «высокого» «классического» Средневековья выразилось в обретении элитарного самосознания и выработке высокого социального статуса. Всё это, несмотря на расхождение действительности и поэтического преображения, сопровождалось процессом мифологизации и героизации рыцарского сословия, отразившимся в «королевских зерцалах», рифмованных хрониках, генеалогиях знатных родов, chansons des gestes, рыцарских романах, поэзии трубадуров и миннезингеров.
Под влиянием церкви и поэзии сформировались характеристики, присущие настоящему рыцарю. Это сильный мужественный воин, который строго придерживается рыцарской присяги:
- каждый день слушает обедню,
- бесстрашен,
- готов сражаться за католическую веру,
- охраняет церкви и духовенство,
- охраняет вдов и сирот,
- избегает несправедливого окружения и грязного заработка,
- идет на поединок для спасения невиновного,
- посещает турниры ради воинских занятий,
- служит императору в мирских делах,
- живет безупречно перед людьми и Господом,
- борется против зла,
- щедр,
- правдив,
- держит слово,
- верен государю,
- любит отечество.
Для рыцаря наиболее важны честь, вера, дама сердца.
Честь заключалась в соблюдении морального кодекса. Никто не мог без последствий опорочить честь рыцаря. Воин должен был отстаивать свою честь и мог вызвать обидчика на поединок.
Верность Господу для воина на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому рыцари многократно собирались в Крестовые походы для освобождения Святой Земли.
Одной из романтических сторон был феномен «прекрасной дамы». Это был «культ» любви, причем любви духовной, платонической. Дама сердца для рыцаря была неземным созданием. В рыцарском кодексе центральное место занимали подвиги в честь «прекрасной дамы».