Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Западноевропейское рыцарство: происхождение, идеология, социальный облик

Определение 1

Рыцарство — это привилегированное военное сословие землевладельцев в Западной Европе в средние века.

Посвящение в рыцарское братство расценивалось как награда за государственную службу. Рыцари были членами аристократии, имеющими в распоряжении земельный участок (феод). Сами рыцари занимали низшую ступень феодальной лестницы. Братства рыцарей в Средние века делились на светские и религиозные. Первый класс возник из рыцарей на королевской службе или служивших высшей знати. Ко второму классу следует отнести принявших религиозный обет рыцарей. Рыцарство появилось в средневековых Франции и Испании, затем распространившись на всю Европу и достигнув расцвета в XII-XIII веках. Усилилось в период Крестовых походов.

Рыцарство можно рассматривать как кодекс поведения, соблюдение которого рыцарям предписывалось. Фактически кодекс редко соблюдался, но, благодаря куртуазной литературе, в сознании сформировался романтический образ рыцаря, а слово «рыцарь» стало синонимом человека благородных нравов.

Происхождение рыцарства. Социальный облик рыцарей в разных странах

Рыцарство как землевладельческий и военный класс возникло в VII веке у франков в связи с переходом от ополчения к коннице вассалов. Под влиянием поэзии и церкви оно создало эстетический и моральный идеал воина, а в период Крестовых походов под влиянием духовно-рыцарских орденов трансформировалось в наследственную аристократию. Первыми рыцарскими орденами были госпитальеры и тамплиеры, охраняющие паломников в Святой Земле.

Во франкском войске пехота доминировала ещё в VII веке, а конницу составляли королевские дружинники— антрустионы, которые позже наделялись землей и послужили основой для сословия рыцарей. Потребность в коннице при Карле Мартелле и его наследниках вызвала раздачу земель в аренду на условиях оброка и барщины. Мартелл раздавал земли церкви дружинникам и требовал взамен конной службы. Созданная тяжеловооруженная конница хорошо проявила себя во время агрессий арабов, проникших в Галлию с Пиренейского полуострова. На тех же условиях позже начали раздавать королевские земли. С VIII века такие люди стали называться «вассалами».

«Западноевропейское рыцарство: происхождение, идеология, социальный облик» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В Империи франков созданной Карлом Великим в 800 году тяжеловооруженные отряды конницы в первую очередь проявили себя в конфликтах централизованной власти с федератами Италии, Африки, Испании, Галлии, саксами и славянами. Становившийся вассалом свободный человек приносил сеньору присягу на верность. С конца VIII века присяга требуется от всех, кто, получая поместья и бенефиции, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал пехоту, но уже Людовик I и Карл II в походы собирали только конницу.

К 807 году появляется термин caballarius, который обозначал профессионального конного воина, способного полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала, помимо копья и меча, для принадлежности тяжелой коннице требовалась панцирь или кольчуга. Легкая конница могла прибыть с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были ниже по положению. Из оброчного слоя можно было стать министериалом, получив должность при сеньорском дворе, служить в легкой коннице, а заслужив соответствующий бенефиций, стать рыцарем и перейти в тяжелую конницу. Так создавался класс дворовых слуг у богатых феодалов.

Замечание 1

Историки «Школы Анналов» возникновение рыцарства относят к более позднему времени.

Жорж Дюби полагал, что milites оформились в рыцарское сословие лишь в X веке. В IX веке milites —военные профессионалы, несшие вассальную военную службу сеньору.

В различных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, различались.

В Германии с XI века министериалы составили особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и крестьян, но ниже рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность оставить службу по желанию. Первое место принадлежало динстманнам короля и духовных князей; ниже находились динстманны светских князей. Во второй половине XIII века в Штирии и Австрии динстманны сумели сравняться со знатью. В северной Германии князья раздавали лены динстманнам, и с середины XII века в это сословие переходила даже знать.

При Гогенштауфенах в середине XII века был прекращен переход в рыцари лично несвободных, и с этого времени рыцарство Германии замыкается в наследственное сословие. Фридрих I Барбаросса в 1156 году особым постановление запретил крестьянам носить меч и копьё; даже купец должен был привязывать меч к седлу. Появилось понятие о «рыцарском происхождении». Согласно «Саксонскому зерцалу», «истинный рыцарь» должен быть сыном и внуком рыцарей.

Во Франции в первую очередь уважением пользовались владельцы крупных наделов, и признаком знатности было допущение к посвящению. Хотя иногда простые люди становились рыцарями, основным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари стало королевской привилегией. Генрих III и Эдуард I требовали посвящения в рыцари всех, владеющим годовым доходом с надели не ниже 20 фунтов. Таким образом, факт владения землей доминировал над происхождением.

Хотя роль рыцарского сословия в средневековых государствах была значительна, его относительная доля была невелика, и составляла не более 3% населения. В Польше и Испании, в силу особенностей развития стран, количество рыцарей было выше, но не превышало 10%.

Со временем рыцарство «одичало» и возникло много рыцарей-грабителей, которые из замков атаковали проезжих купцов и соседей.

С появлением огнестрельного оружия и ростом роли пехоты рыцарство как военная сила перестает существовать.

Рыцарские добродетели

Превращение раннесредневековых конных воинов в рыцарей «высокого» «классического» Средневековья выразилось в обретении элитарного самосознания и выработке высокого социального статуса. Всё это, несмотря на расхождение действительности и поэтического преображения, сопровождалось процессом мифологизации и героизации рыцарского сословия, отразившимся в «королевских зерцалах», рифмованных хрониках, генеалогиях знатных родов, chansons des gestes, рыцарских романах, поэзии трубадуров и миннезингеров.

Под влиянием церкви и поэзии сформировались характеристики, присущие настоящему рыцарю. Это сильный мужественный воин, который строго придерживается рыцарской присяги:

  • каждый день слушает обедню,
  • бесстрашен,
  • готов сражаться за католическую веру,
  • охраняет церкви и духовенство,
  • охраняет вдов и сирот,
  • избегает несправедливого окружения и грязного заработка,
  • идет на поединок для спасения невиновного,
  • посещает турниры ради воинских занятий,
  • служит императору в мирских делах,
  • живет безупречно перед людьми и Господом,
  • борется против зла,
  • щедр,
  • правдив,
  • держит слово,
  • верен государю,
  • любит отечество.
Замечание 2

Для рыцаря наиболее важны честь, вера, дама сердца.

Честь заключалась в соблюдении морального кодекса. Никто не мог без последствий опорочить честь рыцаря. Воин должен был отстаивать свою честь и мог вызвать обидчика на поединок.

Верность Господу для воина на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому рыцари многократно собирались в Крестовые походы для освобождения Святой Земли.

Одной из романтических сторон был феномен «прекрасной дамы». Это был «культ» любви, причем любви духовной, платонической. Дама сердца для рыцаря была неземным созданием. В рыцарском кодексе центральное место занимали подвиги в честь «прекрасной дамы».

Дата последнего обновления статьи: 23.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot