Византия (Византийская империя, 395—1453) — это государство, сформировавшееся после раздела Римской империи императором Феодосием в ее восточной части.
История Византии
Историки связывают рождение византийской цивилизации с основанием Константинополя. Он был заложен императором Константином в 324 году на месте римского поселения Византий.
Самостоятельная история Византии начинается в 395 году. Сами ее жители свою цивилизацию называли ромейской, а себя ромеями. Только в эпоху Возрождения было придумано византийская цивилизация. Константинополь был удачно расположен: с одной стороны к нему подступало Мраморное море, с другой – бухта Золотой Рог. Город имел военно-стратегическое положение, обеспечивавшее Византии контроль над проливами. Здесь пересекались торговые пути с Востока на Запад.
Экономическое развитие входивших в Византию областей не одинаково. Греческие регионы переживали упадок, житницами империи были Фракия и Египет. В Малой Азии было развито виноградарство, садоводство, скотоводство. Долины рек, приморские районы и равнины специализировались на выращивании зерновых культур, оливок и плодовых деревьев.
По развитию ремесел Византия опережала Западную Европу. Особенно развито было горное дело. Кавказ специализировался на добыче железной руды, Армения – меди и серебра. Предметы роскоши производились в Константинополе. Первое место занимало производство тканей. Крупнейшими городами были Константинополь, Александрия, Антиохия, Сирия, Эдесса, Фессалоники.
Население было многонационально. Большую часть населения составляли греки. Также в его состав входили армяне, грузины, сирийцы, евреи, копты. До VII века византийцы говорили на латыни, затем на греческом языке, который стал государственным. До Х века в Византии жили примерно 20-25 миллионов человек.
Византийская цивилизация прошла несколько этапов:
- Ранний период IV-VII века;
- Средний период VII-XII века;
- Поздний период XIII-XV века.
В ранний период сложилось византийское государство, христианство стало главенствующей религией. В средний период сформировалась симфония церкви и государства. Случилось разделение Западной и Восточной церквей. Завершилась кодификация права. Это был период расцвета цивилизации. На позднем периоде обнаруживаются черты стагнации.
Византия сформировалась в условиях вторжений варваров. Византия пережила две волны вторжений:
- вторжение готов и гуннов;
- вторжение славян, которое закончилось образованием болгарского царства в VII веке.
Император Юстиниан в VI веке предпринял попытку воссоздать Римскую империю: завоевал королевство вандалов в Африке и королевство остготов в Италии.
В его правление был построен знаменитый Софийский собор. Опасным врагом на востоке оставалось Новоперсидское царство. В его состав входили территории современных Ирана, Ирака, Афганистана. В результате войн V-VI веков Византия потерял часть земель.
С VII века самым серьезным соперником Византии стали арабы, которые захватили Сирию и Палестину.
В IX веке началась длительная борьба с болгарами. IX-X века обозначены как походы на Константинополь князей киевской Руси – Олега, Игоря, Святослава.
В конце XI века турки-сельджуки вытеснили Византию из Малой Азии.
В XIII веке в результате 4-го крестового похода Византия распалась на 4 части:
- Латинская империя;
- Никейская империя;
- Трапезундское царство;
- Эфирское царство.
Империя была восстановлена, однако она была уже феодально раздробленным государством со слабой центральной властью. В экономическом отношении Византия находилась под власть итальянских городов Венеции и Генуи.
В XV веке вокруг Византии сомкнулось кольцо турок-османов. В 1453 году турки после непродолжительной осады взяли Константинополь. Константинополь в результате стал центром Османской империи и был переименован в Стамбул.
Византийская модель феодализма
Особенность византийской цивилизации заключалась в синтезе античных институтов и традиций с восточно-христианской картиной мира. Византия сохранила основные элементы наследства римской империи:
- крупные города;
- рабовладение в сочетании с общинным земледелием;
- развитая культура.
Византия была сильным государством с развитым правом.
Переход к феодализму был менее болезнен, чем на западе, но он завершился только в XI веке. Это был долгий процесс изживания рабовладения внутри византийского общества и процесс зарождения новых отношений.
В Западной Европе варвары, которые находились на уровне разложения первобытнообщинных отношений, ускорив разложение рабовладельческих порядков, способствовали развитию феодальные отношений. Такой путь называется синтезным. В Византии путь к феодализму не был синтезным. В V-XII веках складывалась крупная феодальная собственность. Феодал в Византии не был полным хозяином поместий. Государство контролировало площадь земли и число зависимых крестьян; могло конфисковать землю. Именно государство являлось собственником земель. Феодалы были зависимы от государственной власти.
Особенность феодализма была в том, что центральная власть сдерживала рост землевладения; ограничивала автономию феодальной повинности. Феодализм не был полностью государственным, так как сохранившееся римское право узаконивало частную собственность.
Устройство Византийской империи
Во главе империи стоял император – басилевс. Его власть была почти неограниченной. Он мог издавать или менять законы, но не мог ставить себя выше законов. Император определял внешнюю политику и руководил армией. Он не был собственником земель, входивших в его владения. Управление империей осуществлялось из Константинополя. Басилевсу подчинялся огромный государственный аппарат, состоявший из многочисленных военных, налоговых и судебных ведомств.
Важное место занимал сенат. Он не играл такую значительную роль, как в Римской империи, однако оставался совещательным органом при императоре.
Имперскую идею укрепляло христианство, которое придавало ей священный характер. В IV веке сподвижник Константина Евгений Кесарийский создал политическую теорию, согласно которой в Византии светская и духовная власть образуют симфонию. Император был мирским правителем и главой церкви. Императорская власть обожествлялась. Император был подобием отца небесного. Византия стала считаться оплотом христианства. Она была под божественным покровительством и вела другие народы к спасению.
Царская власть не передавалась по наследству, а самих императоров нередко смещали: из 109 императоров только 34 умерли своей смертью.
Имперская идея помогла Византии сохранить целостность. Однако она была ориентировала на сохранение традиций, что сковывало ее развитие. Феодалы так и не стали в ней сословием.