«De Agri Cultura» («О земледелии»)
«De Agri Cultura» («О земледелии») — это наиболее раннее дошедшее до наших дней произведение на латинском языке. Его автор и время создания до настоящего времени не определены однозначно, однако исследователи склонны приписывать его Марку Порцию Катону Старшему, а временем создания считать 154 год до н. э.
Труд Катона характеризуется как «записки фермера» в «случайном стиле», из-за этого трудно причислить данную работу к разряду литературных произведений. Представляется, что эта книга была руководством по ведению хозяйства для друзей и соседей. Прямой стиль отмечали другие авторы: в частности, Авл Геллий называл его «энергичным», несмотря на простоту. С научной точки зрения ценным в «De Agri Cultura» является изображение сельской жизни.
Катон сравнивает сельское хозяйство с другими сферами деятельности, особенно с ростовщичеством и торговлей. Он критикует их, так как торговля основана на неопределенности и риске, а ростовщичество было запрещено законами Двенадцати таблиц и каралось строже воровства. А сельское хозяйство представлено Катоном как источник и хороших граждан, и солдат, и моральных ценностей, и богатства.
Труд «О сельском хозяйстве» — это список из 162 рекомендаций и советов по управлению хозяйством сельского имения. Сохранившееся целиком сочинение неоднородно по структуре. После тщательно сделанного введения и 60 советов следуют 102 не связанные друг с другом рекомендации на разные темы — от рецептов до рекомендаций по вправлению вывихов. Существуют три версии, объясняющие хаотичный порядок: либо до нашего времени дошел испорченный поздними редакциями и вставками текст, либо дошедшее сочинение является не оригинальным трактатом, а отдельным сборником замечаний Катона, либо сочинение лишь «записная книжка» Марка, первоначально не предназначавшаяся для публикации.
М. Альбрехт полагает, что первая часть труда заимствует форму греческого учебника. Хотя во введении Катон говорит о моральных преимуществах фермерского труда, многие рекомендации нацелены на минимизацию расходов и увеличение доходов. Катон часто дважды повторяет советы в разных выражениях, а одна из рекомендаций повторяется четырежды. При этом многие из повторяемых советов следует отнести к разряду важных. Целевой аудиторией автора являются сельские хозяева. По мнению М. Сергеенко поэтому в сочинении не изложены базовые принципы ведения сельского хозяйства: фермеры не нуждаются в пояснениях техники пахоты или сушки фиг. Фермеры интересовались отдельными советами по повышению доходности имений по сравнению с традиционным хозяйствованием. Цензор составил «шкалу доходности» разных видов, из которой делались выводы о низкой рентабельности производства зерна. Некоторые исследователи эту шкалу считают не совсем верно понятой и на первое место в списке прибыльных занятий выдвигают маслиноводство. Порядок перечисления Катона М. Сергеенко считает обусловленным лишь случайностью. По мнению В. Смирина, в списке Катона перечислены не прибыльные отрасли в порядке доходности, а те, которые позволяют перевести хозяйство на самоокупаемость.
«Сельское хозяйство»
«Сельское хозяйство» — это дидактическая работа Марка Теренция Варрона, написанная в 37 году до н. э., в которой автор рассмотрел с разных сторон сельское хозяйство. Является одним из основных источников знаний о сельском хозяйстве Рима II-I веков до н. э.
Сочинение составлено из трех книг, каждая из которых описывает отдельную отрасль:
- первая книга посвящена полевому хозяйству;
- вторая книга посвящена скотоводству;
- третья книга посвящена приусадебному хозяйству.
Все книги выстроены в форме диалога. Сочинение написано в 37 году до н. э., и посвящено жене Варрона, Фундании.
«Георгики»
Дидактическая поэма «Георгики» является вторым крупным произведением Публия Вергилия. Публий решил создать эпос о сельском хозяйстве, прислушавшись к просьбам Мецената и осознав потребности эпохи. В 30-е годы до н. э. Рим стремился выйти из социально-политического кризиса, и многие выход видели в возвращении к мелкому землевладению с характерным образом жизни — здоровым, простым, без распущенности и излишеств. Наделяя ветеранов и городской плебс небольшими земельными участками, Октавиан сделал шаг в этом направлении, а в литературе стали появляться произведения, рассказывающие о крестьянском труде, пробуждающие в читателе любовь к природе и земле. Формально Публий поэму адресует людям, которые недавно получили землю и не знают, что с ней делать; реальными адресатами скорее стали состоятельные горожане с литературным вкусом, которым поэт рассказывал о преимуществах деревенского образа жизни.
«Георгики» состоят из четырех книг:
- первая говорит о предсказаниях погоды и полевых работах;
- вторая о выращивании кустарников и деревьев;
- третья о разведении скота;
- четвертая — о пчеловодстве.
Первая половина рассказывает о неодушевленной природе, вторая — об одушевленной. Обе половины начинают с обращений к Октавиану и сельским богам и распадаются на мрачную первую и более светлую вторую книгу. В конце I книги описаны страшные знамения, наблюдавшиеся после гибели Гая Юлия Цезаря, в конце III — гибель домашних животных от болезней и торжество смерти, во II книге крестьянская жизнь описывается как «трижды блаженная», а завершает поэму автор описанием самозарождения пчелиного роя. Смена сельскохозяйственных сезонов для поэта становится зримым доказательством круговорота и единства природы, а также неизбежности возрождения; в этом исследователи находят философскую основу. Важной для Вергилия являлась мысль о нравственной ценности труда, преображающем все вокруг. В его изображении крестьянин слит с природой и ведет добродетельную, спокойную, счастливую жизнь.
Значение «Георгик» как практического пособия не могло быть большим: их автор в ряде случаев дает неверную информацию, и его изложение в целом не систематично. Вергилий посвящает виноградарству в двадцать раз больше текста, чем выращиванию маслин, а популярные свиноводство, птицеводство, разведение рыбы, огородничество не упоминает совсем.