Трипольская культура — это археологическая культура периода энеолита и раннего бронзового века на территориях Молдавии, степей и лесостепей Украины от юго-восточного Прикарпатья до долины Днепра. Аналогична румынской культуре Кукутень. Входит в энеолитическую археологическую общность— Триполье-Кукутень.
Общие сведения
Важнейшим событием 5-4-го тысячелетий до н. э. стало образование крупного центра земледельческо-скотоводческих культур в юго-восточной Европе. Этот центр охватывал юг Апеннинского и Балканский полуостров, Среднее и Нижнее Подунавье, территорию Молдавии, Трансильвании и Правобережной Украины. Древнейшим представителем этого центра энеолитической культуры можно считать трипольско-кукутенскую историко-культурную общность. Эта культура была знакома с металлом (золото и медь). Ученые предполагают, что в земледелии трипольцами применялись соха, а в качестве тягловой силы использовались волы. В социальном, экономическом и в духовном отношении общество этой культуры стояло выше Европы. Энеолитические земледельцы имели пантеон земледельческих божеств. Общество приобретало иерархическую структуру. С момента своего возникновения Трипольско-кукутенская культурно-историческая общность характеризовалась производящей земледельческо-скотоводческой экономикой.
На территории современной Украины обнаружена почти тысяча поселений трипольской культуры. Некоторые поселения исследованы на большой площади, часть раскопана почти полностью. Дешифровка аэрофотоснимков в 1960-х годах выявила наличие больших поселений, площадь которых составляла несколько сотен гектаров, до 2000 жилищ, некоторые из которых были двухэтажной конструкции. Остаются невыясненными социальные причины и экономическая структура возникновения крупных поселений. В уточнении нуждаются абсолютная и относительная хронология памятников.
Происхождение и связь с другими культурами
Самыми ранними оседлыми племенами нынешней Украины, вступившими в эпоху медного века, стали земледельческо-скотоводческие племена гумельницкой и трипольской культур. Обе культуры генетически связаны и сложились на основе неолитической культуры Боян, и в меньшей степени культур Балкано-Дунайского и Карпатского регионов: старчево-кришской, тисаполгарской, линейно-ленточной керамики, Винча.
Культура Триполья была сменена древнеямной культурно-исторической общностью кочевников-скотоводов, занявшнй на позднем этапе развития частично лесостепную и всю степную зону от Подунавья до Урала. По версии Т. Пассек трипольская культура не была пришлой, а, являясь автохтонной, не была замкнутой и с древнейших времен находилась в постоянных отношениях с соседними племенами и средиземноморским населением. Это может объяснять одновременное появление серий аналогичных вещей как в смежных поселениях, так и в удаленных регионах.
Исчезновение трипольской культуры связано с продвижением на северо-запад ямной культуры и на восток – племен культуры шаровидных амфор. Ямная культура и культура шаровидных амфор остановили распространение трипольской культуры, существовавшей два тысячелетия.
Хозяйство трипольцев
Начало и значительная часть времени всего существования трипольской культуры совпадает в климатическом отношении с мягким, влажным и теплым атлантическим периодом, содействовавшим активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования показывают, что земледелие уже на раннем этапе Триполья представляло собой сформировавшееся явление и обладало надежными семенным фондом. При разработке новых участков применяли подсечно-огневую систему земледелия.
У трипольцев существовало локальные формы хозяйства, обусловленные окружающей средой:
- скотоводческая;
- земледельческо-скотоводческая;
- скотоводческо-охотничья;
- скотоводческо-земледельческая.
Большая часть лесостепного региона характеризуется как территория земледельческо-скотоводческая хозяйства. По характеру земледелия есть два мнения: мотыжное и пашенное земледелие с использованием в качестве тягловой силы волов. При мотыжном земледелии использовались роговые мотыги, имеющие тесловидные окончания. С конца 4-го тысячелетия до н. э. применялись мотыги с кремневыми лезвиями. При пашенном земледелии для обработки применялись соха и деревянное рало.
В ранний период уже культивировались сорта пшеницы: спельта, однозернянка, двузернянка, голозерная. Второе место занимал голозерный ячмень. Рожь в основном культивировалась на Среднем Поднепровье. Также выращивались голозерный и пленчатый овес, горох, просо, бобы. Молдавским Трипольским племенам были известны алыча, виноград, абрикос. При уборке применялись серпы с кремневыми вкладышами. Зерно хранилось в ямах-хранилищах и больших сосудах. Скотоводство обеспечивало хозяйства мясом и тягловой силой. Крупный рогатый скот составлял до 70 % животноводческого стада. В зависимости от местных условий второе место могло принадлежать мелкому рогатому скоту или свиноводству. Малый процент составляло коневодство. Одомашнивание лошади предположительно произошло на позднем этапе. Большое значение имели рыбная ловля и охота. Основные промысловые животные: лось, олень, кабан, косуля. Существование рыбного промысла подтверждается найденными костяными и медными рыболовными крючками, грузилами для сетей, костями и чешуей различных рыб. К общинным и домашним ремеслам относятся в первую очередь выделка шкур животных, ткачество и прядение, изготовление одежды. На доньях сосудов обнаружены отпечатки тканей простого, узорного и репсовидного переплетения. Кремнедобывающее, кремнеобрабатывающее, гончарное, строительное, ювелирное ремесла не выделились в самостоятельные отрасли и имели сезонный характер. Немаловажное место играло собирательство. На многих поселениях найдены обугленные желуди дуба, терна, кизила, боярышника. Желуди употреблялись при выпечке— их растирали и подмешивали в муку; они же использовались для кормления свиней. В трипольских поселениях обычным явлением остаются многочисленные кучи раковин пресноводных моллюсков.